Исследование когнитивной сферы

Методика, автор Валидность Периоды Источник
Дошколь ный Младший школьный Подрост ковый Юноше ский
Тесты Валентайна Определение общего уровня развития, в т.ч. и интеллектуального + + + + + + + + +              
Методика В.Ф. Талызиной и Ю.В.Карпова Определение стадии развития интеллекта     + + +                      
Коробка форм (ящик Сегена) Диагностика перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению + + + + + +                     16,28,13
Тест Векслера (адаптированный) Измерение интеллекта детей     + + + + + + + + + + + + + + 10,9
Тест Амтхауэра Изучение структуры интеллекта         + + + + + + + + + + + +
Тест Витцлака Определение психологической готовности детей к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка       + +                       7, 9, 1
Задачи Ж.Пиаже Определение уровня умственного развития детей     + + +                      
Тест Гудинаф-Харриса Диагностика интеллекта + + + + + + + + + + + + +       9, 27
Парные картинки Изучение логической памяти элементарных мыслительных операций   + + +                         10,13
Сравнение понятий Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении     + + + + + + + + +           1, 20, 28, 26, 3, 13
Нахождение недостающих деталей (Векслер) Исследование уровня развития образного мышления   + + + +                      
Перцентивное моделирование (Венгер) Исследование образного и схематического мышления     + + +                      
Методика Б.И.Пинского Выделение закономерностей     + + + +                     3,13
Кубики Коса Исследование операций анализа и синтеза на материале внеречевой деятельности, конструктивный праксис   + + + + +                     28,3
Таблица Когана Исследование схематического мышления   + + +                        
«Клипец» Выявление способности к абстрагированию       + + + + +                
Методика Ивановой Исследование актуального уровня развития ребенка       + + + + +                
Матрица Равенна (детский и взрослый вариант) Исследование уровня интеллектуального развития, концентрации внимания   + + + + + + + + + + + + + + + 16, 17, 21
Краткий ориентировочный тест (КОТ) Тест умственных способностей                           + + +
Методика «Образец и правило (Венгер А.Л.) Отражает уровень развития наглядно-образного мышления       + + +                    
Методика «Лабиринт» Выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления     + + + +                     27, 13
«Самое непохожее» (Венгер) Изучение мышления и восприятия   + + + +                      
Классификация понятий Изучение словесно-логического мышления     + + + + + + + + + +         16, 28, 3, 13
Модификация методики Выготского-Сахарова (Семаго) Исследование уровня сформированности понятийного мышления + + + + +                      
Методика Замбицявичене Исследование словесно-логического мышления       + + + +                   9, 27
Простые невербальные аналогии Выявление характера логических связей и отношения между понятиями     + + +                       29, 13
Простые аналогии Выявление характера логических связей и отношений между понятиями               + + + + + + + + + 1, 20 3, 13
Исключение лишнего (предметный и словесный варианты) Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки     + + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 16, 29, 28, 32, 26, 13
Выделение существенных признаков Исследование степени сформированости мыслительных операций         + + + + + + + +         16, 29, 21
Парные аналогии Исследование логического мышления         + + + + +              
Метафоры, пословицы, поговорки Понимание скрытого и переносного смысла           + + + + + + + + + + + 29, 3, 13
Понимание прочитанного текста Особенности понимания, осмысления, запоминания текста           + + + + + + + + + + + 29, 13
Понимание сюжетной картины Исследование возможности осмысления изображения, особенностей зрительного восприятия     + + + + + + +               29, 28, 13
Сюжетный ряд Исследование умения строить последовательные умозаключения     + + + + + + + + +           28, 13
Сформированность пространственных представлений Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов       + + +                     29, 13
Понимание временных последовательностей Понимание временных последовательностей         + + + + + + + +        
Понимание условий задач Исследование понимания условий задач       + + + + + + + + +         29, 13
ШТУР Диагностика умственного развития               + + + + + + + + + 9, 27
Сложные аналогии Выявление доступности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей                   + + + + + + + 1, 20, 21
Культурно свободный тест на интеллект (CFIT) Р.Кеттела Измеряет уровень интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды           + + + + + + + + + + + 1, 20
Тест Керна-Йерасека Определяет функциональную готовность к школьному обучению     + + + + +                   7, 9, 27, 21
Непроизвольное запоминание Изучение непроизвольной памяти + + + + +                      
Произвольное запоминание Изучение произвольной памяти     + + + + + + + + + +        
Соотношение непроизвольной и произвольной памяти Изучение особенностей памяти, применение специальных приемов запоминания, повышение эффективности мнемической деятельности     + +                        
Воспроизведение рассказа Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи     + + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 28, 3, 13
Особенности наглядно-образной памяти детей Изучает, как влияет рассматривание и описание на формирование образа   + +                          
Методика определения кратковременной памяти Определение объема кратковременной памяти       + + + + + + + + + + +     1, 20
10 слов (А.Р.Лурия) Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания     + + + + + + + +             1, 20, 29, 28, 3
Запоминание двух групп слов Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания   + + + +                      
Память на числа Оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема, точности       + + + + + + + + + + + + +
Методика «Образная память» Изучение кратковременной памяти       + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 21
«Опосредованное запоминание» Леонтьев А.И. Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления         + + + + + + + + + +     1, 20, 28
Пиктограмма Исследование особенностей опосредованного запоминания         + + + + + + + + + + + + 1, 20, 28
Методика «Оперативная память» Изучение кратковременной памяти                         + + + + 1, 20, 21
Узнавание фигур Исследование процессов восприятия и узнавания     + + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 29, 3
Методика «Домик» Определение уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук     + + + + + +                
Графический диктант Выявляет уровень устойчивости внимания и степень отвлекаемости     + + + +                     7, 27, 21, 26
Методика «Интеллектуальная лабильность» Исследование способности переключения внимания                             + + 1, 20, 21
Корректурная проба (тест Бурдона) Исследование степени концентрации и устойчивости внимания, утомляемость   + + + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 29, 21, 26, 3
Таблицы Шульте Обследование устойчивости внимания и динамики работоспособности         + + + + + + + + + + + + 1, 20, 29, 28, 33
Счет по Крепелину Исследование работоспособности, утомляемости, концентрации внимания         + + + + + + + + + + + +
Методика Горбова «красно-черная таблица» Оценка переключения и распределения внимания         + + + + + + + + + + + + 1, 20, 21
Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин) Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников             + + +               1, 20
Составление пирамиды из колец Исследование степени сформированности представлений о сенсорных эталонах, координацию движений + + +                          
Составление и выкладывание матрешек Исследование понимания задания, характер выполнения + + +                          
Разрезные картинки Исследование целостности восприятия и конструктивный праксис + + + + +                       16, 29, 13
«Эталоны» (Венгер) Диагностика восприятия, степени обобщенности сенсорных эталонов   + + +                        
Тест Бендер Исследование зрительно-моторной координации       + +                      
Узнавание реалистических изображений Выявление особенностей зрительного восприятия, определение активного и пассивного словаря + + + +                         29, 13
Узнавание перечеркнутых изображений Целостность восприятия, зрительный гнозис + + + +                        
Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора) Целостность восприятия, зрительный гнозис + + + +                         29, 24
Методика Головиной Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений     + + + +                     3, 13
Узнавание недорисованных изображений Целостность восприятия, зрительный гнозис + + + +                         29, 13
Методика изучения зрительных восприятий М.Я.Басова Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников. Изучение восприятия цвета, формы, пространственных соотношений различной сложности и величины   + + + +                       10, 13
Методика «Компасы» Определение пространственных представлений                     + + + + + +
Нелепицы Целостность восприятия, возможность практического анализа изображений, выявление чувства юмора   + + + +                       29, 13
Дорисовывание Исследование образной и вербальной креативности         + + + +                 16, 13
Буквенный гнозис Исследование буквенного гнозиса       + + + +                  





Список рекомендуемой литературы к Методическим рекомендациям по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе ПМПК

1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996.

2. Барташев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. М.: «Дело», 1999.

3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка . – М.: «Роспедагенство», 1994.

4. Богомолов В. Тестирование детей. – Ростов н\Д.: «Феникс», 2003.

5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. М.: АРКТИ, 2001.

6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 2002.

7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития \под ред. Стребелевой Е.А. – М.: «Полиграф сервис», 1998.

9. Детская психодиагностика и профориентация. \Под ред. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников \Под ред. Коломинского Я.Л., Е.А.Панько. – Мн.: «Універсітэтскае”, 1997.

11. Дыгун М.А. Диагностика готовности к обучению в школе. Выпуск 2 – Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 1997.

12. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Мелицина, 1981.

13. Забрамная С.Д, Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: «ВЛАДОС», 2002.

14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.: «Просвещение», 1991.

15. Комкова Е.И. Диагностика интеллекта детей дошкольного возраста.

16. Методическое пособие по курсу «Диагностика познавательной сферы ребенка» - Мн.: БГПУ им.М.Танка, 1998.

17. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1997.

18. Михайловская Е.Л., Осипова Е.А., Чуменко Е.В. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии. – Мн.: АПО, 1999.

19. Основы психологии. Столяренко Л.Д. – Ростов н\Дону.: «Феникс», 1997. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. – Самара: «БАХРАХ», 1999.

20. Практическая психология в тестах. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1999.

21. Психологические тесты \под ред. Ахмеджанова Э.Р. – М.: «СВЕТОТОН», 1995.

22. Психологические тесты. Том 1 /Под ред. Карелина А.А. – М.Владос, 2000.

23. Психологические тесты. Том 2 \Под ред. Карелина А.А. – М.Владос, 2000.

24. Психология. Немов Р.С. Книга 3. – м.: «Владос», 1999.

25. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: «Флинта», 1998.

26. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психологические методы изучения личности. – М.: «Флинта», 2003.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. – М.: «ВЛАДОС», 1998.

28. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1979.

29. Семаго Н.Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.: АРКТИ, 1999.

30. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первый год жизни. – Мн.: «Открытые двери», 1997.

31. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Второй и третий годы жизни. – Мн.: «Открытые двери», 1997.

32. Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Исключение предмета. – Киев: «Здоровье», 1994.

33. Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Таблицы Шульте – Киев: «Здоровье», 1994.

34. Цыганкова О.М. Диагностико-коррекционная работа с детьми. – Мозырь: «Белый ветер», 2002.

35. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Часть 1. – М.: «Владос», 2003.

36. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Часть 3. – М.: «Владос», 2003.

37. PORTAGE. Программа раннего обучения. М.Уайт, Р.Камерон. NFER-NELSON.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Примерный перечень материалов для создания учебного портфолио по отдельным темам «Специальной психологии»

· написание рефератов, докладов по проблемам специальной психологии и защита их;

· сбор копий статей из журналов и книг, прочитанных по темам курса, и обсуждение их в группе слушателей;

· создание каталогов литературы по отдельным вопросам дисциплины, аннотируемых списков литературы и интернет-ресурсов по предмету, тематических научных обзоров из периодических изданий и интернета;

· подготовка тематических сообщений по отдельным темам специальной психологии;

· ассистирование преподавателю в процессе лекционного и семинарского занятия по темам специальной психологии;

· выполнение проектирования (метод проектов) по отдельным темам специальной психологии;

· работа в проблемных научно-исследовательских группах проблемно-ориентированного характера с целью углубленного изучения темы, раздела специальной психологии;

· создание таблиц, схем, рисунков по отдельным темам специальной психологии;

· создание мультимедийных презентаций по отдельным темам специальной психологии;

· созданий памяток, информационных бюллетеней по отдельным темам специальной психологии;

· знакомство и обсуждение в группе слушателей нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога ДУ, СШ для детей с ОПФР (выбор патологии по желанию слушателя);

· конспектирование и обсуждение в группе основных положений МКБ-10 (разделы о нарушениях речи, интеллектуальной недостаточности и др.);

· создание тезауруса (глоссария) учебного курса, тематического терминологического словаря;

· сбор и оформление информации о персоналиях (основоположники зарубежной, российской и белорусской специальной психологии);

· создание кроссвордов по каждой из тем курса;

· алфавитный перечень диагностических методик, картотека методов диагностики;

· подбор комплексов стимульного материала и описание диагностического инструментария, диагностических наборов для обследования детей разного возраста;

· подбор материалов (протоколов) аутодиагностики, образцов детских рисунков с интерпретацией;

· подбор комплектов игр, игровых приемов и упражнений по коррекции когнитивной и эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности;

· проведение психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углубленное психолого-педагогическое изучение детей с ОПФР;

· проведение психокоррекционной работы по преодолению нарушений когнитивной и эмоционально-волевой сфер, личности и межличностных отношений у детей;

· создание списков практической литературы, которой пользуется педагог-психолог ДУ, СШ; знакомство с данной литературой, обсуждение достоинств и недостатков данной литературы;

· сбор теоретико-эмпирического материала для выполнения курсовой, дипломной работы по специальной психологии;

· отработка знаний, умений и навыков в рамках программированного самоконтроля и тестирования по разделам курса;

· оформление листов самоконтроля с описанием того, какие затруднения испытывает слушатель при изучении тем курса, и в какой помощи он нуждается;

· обсуждение работ из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых слушатель использовал свои знания и умения по специальной психологии;

· подготовка материалов лабораторных работ и письменных заданий к практическим занятиям;

· подготовка статей и тезисов по результатам научно-исследовательской работы;

· подготовка эссе, сочинений-размышлений по выбранной научной проблематике.

Наши рекомендации