Исследование когнитивной сферы
№ | Методика, автор | Валидность | Периоды | Источник | ||||||||||||||||
Дошколь ный | Младший школьный | Подрост ковый | Юноше ский | |||||||||||||||||
Тесты Валентайна | Определение общего уровня развития, в т.ч. и интеллектуального | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
Методика В.Ф. Талызиной и Ю.В.Карпова | Определение стадии развития интеллекта | + | + | + | ||||||||||||||||
Коробка форм (ящик Сегена) | Диагностика перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению | + | + | + | + | + | + | 16,28,13 | ||||||||||||
Тест Векслера (адаптированный) | Измерение интеллекта детей | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 10,9 | ||||
Тест Амтхауэра | Изучение структуры интеллекта | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Тест Витцлака | Определение психологической готовности детей к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка | + | + | 7, 9, 1 | ||||||||||||||||
Задачи Ж.Пиаже | Определение уровня умственного развития детей | + | + | + | ||||||||||||||||
Тест Гудинаф-Харриса | Диагностика интеллекта | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9, 27 | |||||
Парные картинки | Изучение логической памяти элементарных мыслительных операций | + | + | + | 10,13 | |||||||||||||||
Сравнение понятий | Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 28, 26, 3, 13 | |||||||||
Нахождение недостающих деталей (Векслер) | Исследование уровня развития образного мышления | + | + | + | + | |||||||||||||||
Перцентивное моделирование (Венгер) | Исследование образного и схематического мышления | + | + | + | ||||||||||||||||
Методика Б.И.Пинского | Выделение закономерностей | + | + | + | + | 3,13 | ||||||||||||||
Кубики Коса | Исследование операций анализа и синтеза на материале внеречевой деятельности, конструктивный праксис | + | + | + | + | + | 28,3 | |||||||||||||
Таблица Когана | Исследование схематического мышления | + | + | + | ||||||||||||||||
«Клипец» | Выявление способности к абстрагированию | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Методика Ивановой | Исследование актуального уровня развития ребенка | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Матрица Равенна (детский и взрослый вариант) | Исследование уровня интеллектуального развития, концентрации внимания | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 16, 17, 21 | |||
Краткий ориентировочный тест (КОТ) | Тест умственных способностей | + | + | + | ||||||||||||||||
Методика «Образец и правило (Венгер А.Л.) | Отражает уровень развития наглядно-образного мышления | + | + | + | ||||||||||||||||
Методика «Лабиринт» | Выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления | + | + | + | + | 27, 13 | ||||||||||||||
«Самое непохожее» (Венгер) | Изучение мышления и восприятия | + | + | + | + | |||||||||||||||
Классификация понятий | Изучение словесно-логического мышления | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 16, 28, 3, 13 | ||||||||
Модификация методики Выготского-Сахарова (Семаго) | Исследование уровня сформированности понятийного мышления | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Методика Замбицявичене | Исследование словесно-логического мышления | + | + | + | + | 9, 27 | ||||||||||||||
Простые невербальные аналогии | Выявление характера логических связей и отношения между понятиями | + | + | + | 29, 13 | |||||||||||||||
Простые аналогии | Выявление характера логических связей и отношений между понятиями | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20 3, 13 | |||||||||
Исключение лишнего (предметный и словесный варианты) | Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 16, 29, 28, 32, 26, 13 | ||||
Выделение существенных признаков | Исследование степени сформированости мыслительных операций | + | + | + | + | + | + | + | + | 16, 29, 21 | ||||||||||
Парные аналогии | Исследование логического мышления | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Метафоры, пословицы, поговорки | Понимание скрытого и переносного смысла | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 29, 3, 13 | |||||||
Понимание прочитанного текста | Особенности понимания, осмысления, запоминания текста | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 29, 13 | |||||||
Понимание сюжетной картины | Исследование возможности осмысления изображения, особенностей зрительного восприятия | + | + | + | + | + | + | + | 29, 28, 13 | |||||||||||
Сюжетный ряд | Исследование умения строить последовательные умозаключения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 28, 13 | |||||||||
Сформированность пространственных представлений | Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов | + | + | + | 29, 13 | |||||||||||||||
Понимание временных последовательностей | Понимание временных последовательностей | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Понимание условий задач | Исследование понимания условий задач | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 29, 13 | |||||||||
ШТУР | Диагностика умственного развития | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9, 27 | |||||||||
Сложные аналогии | Выявление доступности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 21 | |||||||||||
Культурно свободный тест на интеллект (CFIT) Р.Кеттела | Измеряет уровень интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20 | |||||||
Тест Керна-Йерасека | Определяет функциональную готовность к школьному обучению | + | + | + | + | + | 7, 9, 27, 21 | |||||||||||||
Непроизвольное запоминание | Изучение непроизвольной памяти | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Произвольное запоминание | Изучение произвольной памяти | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Соотношение непроизвольной и произвольной памяти | Изучение особенностей памяти, применение специальных приемов запоминания, повышение эффективности мнемической деятельности | + | + | |||||||||||||||||
Воспроизведение рассказа | Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 28, 3, 13 | ||||
Особенности наглядно-образной памяти детей | Изучает, как влияет рассматривание и описание на формирование образа | + | + | |||||||||||||||||
Методика определения кратковременной памяти | Определение объема кратковременной памяти | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20 | |||||||
10 слов (А.Р.Лурия) | Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 29, 28, 3 | ||||||||||
Запоминание двух групп слов | Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания | + | + | + | + | |||||||||||||||
Память на числа | Оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема, точности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Методика «Образная память» | Изучение кратковременной памяти | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 21 | |||||
«Опосредованное запоминание» Леонтьев А.И. | Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 28 | ||||||||
Пиктограмма | Исследование особенностей опосредованного запоминания | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 28 | ||||||
Методика «Оперативная память» | Изучение кратковременной памяти | + | + | + | + | 1, 20, 21 | ||||||||||||||
Узнавание фигур | Исследование процессов восприятия и узнавания | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 29, 3 | ||||
Методика «Домик» | Определение уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Графический диктант | Выявляет уровень устойчивости внимания и степень отвлекаемости | + | + | + | + | 7, 27, 21, 26 | ||||||||||||||
Методика «Интеллектуальная лабильность» | Исследование способности переключения внимания | + | + | 1, 20, 21 | ||||||||||||||||
Корректурная проба (тест Бурдона) | Исследование степени концентрации и устойчивости внимания, утомляемость | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 29, 21, 26, 3 | |||
Таблицы Шульте | Обследование устойчивости внимания и динамики работоспособности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 29, 28, 33 | ||||||
Счет по Крепелину | Исследование работоспособности, утомляемости, концентрации внимания | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Методика Горбова «красно-черная таблица» | Оценка переключения и распределения внимания | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1, 20, 21 | ||||||
Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин) | Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников | + | + | + | 1, 20 | |||||||||||||||
Составление пирамиды из колец | Исследование степени сформированности представлений о сенсорных эталонах, координацию движений | + | + | + | ||||||||||||||||
Составление и выкладывание матрешек | Исследование понимания задания, характер выполнения | + | + | + | ||||||||||||||||
Разрезные картинки | Исследование целостности восприятия и конструктивный праксис | + | + | + | + | + | 16, 29, 13 | |||||||||||||
«Эталоны» (Венгер) | Диагностика восприятия, степени обобщенности сенсорных эталонов | + | + | + | ||||||||||||||||
Тест Бендер | Исследование зрительно-моторной координации | + | + | |||||||||||||||||
Узнавание реалистических изображений | Выявление особенностей зрительного восприятия, определение активного и пассивного словаря | + | + | + | + | 29, 13 | ||||||||||||||
Узнавание перечеркнутых изображений | Целостность восприятия, зрительный гнозис | + | + | + | + | |||||||||||||||
Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора) | Целостность восприятия, зрительный гнозис | + | + | + | + | 29, 24 | ||||||||||||||
Методика Головиной | Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений | + | + | + | + | 3, 13 | ||||||||||||||
Узнавание недорисованных изображений | Целостность восприятия, зрительный гнозис | + | + | + | + | 29, 13 | ||||||||||||||
Методика изучения зрительных восприятий М.Я.Басова | Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников. Изучение восприятия цвета, формы, пространственных соотношений различной сложности и величины | + | + | + | + | 10, 13 | ||||||||||||||
Методика «Компасы» | Определение пространственных представлений | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Нелепицы | Целостность восприятия, возможность практического анализа изображений, выявление чувства юмора | + | + | + | + | 29, 13 | ||||||||||||||
Дорисовывание | Исследование образной и вербальной креативности | + | + | + | + | 16, 13 | ||||||||||||||
Буквенный гнозис | Исследование буквенного гнозиса | + | + | + | + |
Список рекомендуемой литературы к Методическим рекомендациям по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе ПМПК
1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996.
2. Барташев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. М.: «Дело», 1999.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка . – М.: «Роспедагенство», 1994.
4. Богомолов В. Тестирование детей. – Ростов н\Д.: «Феникс», 2003.
5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. М.: АРКТИ, 2001.
6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 2002.
7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития \под ред. Стребелевой Е.А. – М.: «Полиграф сервис», 1998.
9. Детская психодиагностика и профориентация. \Под ред. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников \Под ред. Коломинского Я.Л., Е.А.Панько. – Мн.: «Універсітэтскае”, 1997.
11. Дыгун М.А. Диагностика готовности к обучению в школе. Выпуск 2 – Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 1997.
12. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Мелицина, 1981.
13. Забрамная С.Д, Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: «ВЛАДОС», 2002.
14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.: «Просвещение», 1991.
15. Комкова Е.И. Диагностика интеллекта детей дошкольного возраста.
16. Методическое пособие по курсу «Диагностика познавательной сферы ребенка» - Мн.: БГПУ им.М.Танка, 1998.
17. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1997.
18. Михайловская Е.Л., Осипова Е.А., Чуменко Е.В. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии. – Мн.: АПО, 1999.
19. Основы психологии. Столяренко Л.Д. – Ростов н\Дону.: «Феникс», 1997. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. – Самара: «БАХРАХ», 1999.
20. Практическая психология в тестах. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1999.
21. Психологические тесты \под ред. Ахмеджанова Э.Р. – М.: «СВЕТОТОН», 1995.
22. Психологические тесты. Том 1 /Под ред. Карелина А.А. – М.Владос, 2000.
23. Психологические тесты. Том 2 \Под ред. Карелина А.А. – М.Владос, 2000.
24. Психология. Немов Р.С. Книга 3. – м.: «Владос», 1999.
25. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: «Флинта», 1998.
26. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психологические методы изучения личности. – М.: «Флинта», 2003.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. – М.: «ВЛАДОС», 1998.
28. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1979.
29. Семаго Н.Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.: АРКТИ, 1999.
30. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первый год жизни. – Мн.: «Открытые двери», 1997.
31. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Второй и третий годы жизни. – Мн.: «Открытые двери», 1997.
32. Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Исключение предмета. – Киев: «Здоровье», 1994.
33. Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Таблицы Шульте – Киев: «Здоровье», 1994.
34. Цыганкова О.М. Диагностико-коррекционная работа с детьми. – Мозырь: «Белый ветер», 2002.
35. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Часть 1. – М.: «Владос», 2003.
36. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Часть 3. – М.: «Владос», 2003.
37. PORTAGE. Программа раннего обучения. М.Уайт, Р.Камерон. NFER-NELSON.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Примерный перечень материалов для создания учебного портфолио по отдельным темам «Специальной психологии»
· написание рефератов, докладов по проблемам специальной психологии и защита их;
· сбор копий статей из журналов и книг, прочитанных по темам курса, и обсуждение их в группе слушателей;
· создание каталогов литературы по отдельным вопросам дисциплины, аннотируемых списков литературы и интернет-ресурсов по предмету, тематических научных обзоров из периодических изданий и интернета;
· подготовка тематических сообщений по отдельным темам специальной психологии;
· ассистирование преподавателю в процессе лекционного и семинарского занятия по темам специальной психологии;
· выполнение проектирования (метод проектов) по отдельным темам специальной психологии;
· работа в проблемных научно-исследовательских группах проблемно-ориентированного характера с целью углубленного изучения темы, раздела специальной психологии;
· создание таблиц, схем, рисунков по отдельным темам специальной психологии;
· создание мультимедийных презентаций по отдельным темам специальной психологии;
· созданий памяток, информационных бюллетеней по отдельным темам специальной психологии;
· знакомство и обсуждение в группе слушателей нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога ДУ, СШ для детей с ОПФР (выбор патологии по желанию слушателя);
· конспектирование и обсуждение в группе основных положений МКБ-10 (разделы о нарушениях речи, интеллектуальной недостаточности и др.);
· создание тезауруса (глоссария) учебного курса, тематического терминологического словаря;
· сбор и оформление информации о персоналиях (основоположники зарубежной, российской и белорусской специальной психологии);
· создание кроссвордов по каждой из тем курса;
· алфавитный перечень диагностических методик, картотека методов диагностики;
· подбор комплексов стимульного материала и описание диагностического инструментария, диагностических наборов для обследования детей разного возраста;
· подбор материалов (протоколов) аутодиагностики, образцов детских рисунков с интерпретацией;
· подбор комплектов игр, игровых приемов и упражнений по коррекции когнитивной и эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности;
· проведение психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углубленное психолого-педагогическое изучение детей с ОПФР;
· проведение психокоррекционной работы по преодолению нарушений когнитивной и эмоционально-волевой сфер, личности и межличностных отношений у детей;
· создание списков практической литературы, которой пользуется педагог-психолог ДУ, СШ; знакомство с данной литературой, обсуждение достоинств и недостатков данной литературы;
· сбор теоретико-эмпирического материала для выполнения курсовой, дипломной работы по специальной психологии;
· отработка знаний, умений и навыков в рамках программированного самоконтроля и тестирования по разделам курса;
· оформление листов самоконтроля с описанием того, какие затруднения испытывает слушатель при изучении тем курса, и в какой помощи он нуждается;
· обсуждение работ из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых слушатель использовал свои знания и умения по специальной психологии;
· подготовка материалов лабораторных работ и письменных заданий к практическим занятиям;
· подготовка статей и тезисов по результатам научно-исследовательской работы;
· подготовка эссе, сочинений-размышлений по выбранной научной проблематике.