Комплекс методик экспериментально-психологического

ОБСЛЕДОВАНИЯ (Е.С. Слепович)

1. Картинка с нелепыми ситуациями.

2. Опосредствованное запоминание (по Леонтьеву).

3. Доска Сегена.

4. Прогрессивные матрицы Равена (модификация Т.А. Розановой).

5. Кубики Кооса.

6. Комплект методик, разработанных под руководством Л.А. Венгера (используются методики 1а, 2а, 2, 3, 4, 5).

7. Установление последовательности событий

8. Методика «Четвертый лишний»

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО «СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями речи.

2. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями речи.

3. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности у детей с нарушениями речи.

4. Особенности межличностных отношений и социального поведения детей с нарушениями речи.

5. Развитие коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта.

6. Воображение у детей с интеллектуальным недоразвитием. Возможности и ограничения.

7. Особенности развития личности умственно отсталого ребенка.

8. Особенности развития мышления умственно отсталых детей в раннем возрасте.

9. Структура и динамика развития познавательных процессов на протяжении дошкольного возраста при задержке психического развития.

10. Диагностика и коррекция вторичных личностных нарушений при задержке психического развития.

11. Проблема одаренности при различных аномалиях развития.

12. Сенсорное развитие детей с нарушениями слуха.

13. Особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха.

14. Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха.

15. Роль речи в обучении детей с нарушениями слуха.

16. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

17. Особенности эмоционального развития глухих дошкольников.

18. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения.

19. Особенности развития личности детей с нарушениями зрения.

20. Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями зрения.

21. Особенности формирования межличностных отношений у детей с недостатками зрения.

22. Влияние двигательного нарушения на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

23. Особенности познавательной сферы при детском церебральном параличе.

24. Эмоционально-волевое и личностное развитие при детском церебральном параличе.

25. Речевые нарушения при детском церебральном параличе.

26. Организация и содержание психологического консультирования родителей детей с особенностями психофизического развития.

27. Особенности межличностных отношений в группе детей с церебральным параличом.

28. Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом.

29. Особенности семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития.

30. Проблема гиперактивности детей и пути ее решения.

31.Особенности психического развития детей с нарушениями поведения.

32. Психическое развитие детей с комплексными дефектами. Прогнозы относительно успешности дальнейшего психического развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Ум

· Глупец и невежда имеют пять примет: сердятся без причины, говорят без нужды, изменяются неизвестно для чего, вмешиваются в то, что вовсе их не касается, и не умеют различить, кто желает им добра и кто – зла.

· Ум без разума беда.

· Ни конь без узды, ни богатство без ума.

· Есть ум – прокормишь и тысячу ртов, нет ума – с трудом проживешь и один.

· Тихий, дружественный центр лежит в сердце, а злой, резкий – в голове.

· Ум, очищенный от умопомрачений и цельный, непоколебимый называется Разумом.

· Дурак – не дурак, а сроду так.

· Дурака учить – решетом воду носить.

Телесные недостатки

· Увечье – не бесчестье.

· Не бойся, калека, добра человека!

Зрение

· Слепой слепого далеко не уведет. Слепой слепца водит, а оба зги не видят.

· Чем хуже зрение, тем меньше иллюзий.

· Очки напоминают всегда нам о том, что наше зрение уже на ушах.

· Если у тебя есть глаза, то это не значит, что у тебя есть зрение.

· Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

· Слепые люди обладают шестым чувством или каким-либо талантом.

· У слепого глаза на пальцах.

Слух

· Глухому много чуется, а слепому много видится

· Хуже всего глухого, кто не хочет слышать.

Как Вы понимаете данные пословицы, поговорки. Найдите аналог данным пословицам в современном языке.

Подберите несколько пословиц, поговорок на данную тематику.

ЦИТАТЫ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ

· Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле (Я.А. Коменский)

· Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом (Я.А. Коменский)

· Разум человека – есть творение Бога, и притом одно из превосходных (Г. Галилей)

· Ораторы восхваляли глаз, певцы воспевали его, но действительная оценка глаза покоится в безмолвной тоске тех, кто имел глаз и лишился его (А. Грефе).

· Слух – черный ход для правды и парадный для лжи (Б. Грасиан)

· Невозможность видеть отделяет человека от мира вещей. Невозможность слышать отделяет человека от мира людей (И. Кант)

· У короткого ума – длинный язык (Аристофан)

· Силу уму придают упражнения, а не покой (А. Поуп)

· Если бедность – мать преступлений, то недалекий ум – их отец (Ж. Лабрюйер)

· Жаден человеческий разум. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше (Ф. Бекон)

· Умный глаз наблюдателя важнее глупого эксперимента (Д.Б. Эльконин)

· Основной дефект речевого развития ребенка – «автономика» – невозможность овладения нормальной речью – восходит к основному дефекту структуры личности – недостаточной внутренней активности, т.е. недостаточности овладения собственными психологическим процессами. Последнее неразрывно связано с недостаточность обобщающих процессов. Произвольность развивается в меру развития мышления, осознания (Л.С. Выготский)

· Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета (Д.К. Ушинский)

· Дети с угнетенными чувствами – это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью (В.А. Сухомлинский)

· Учителя должны стараться пленить детей голосом, и манерами, ибо их задача – будить души хрупкие и страждущие, и воспитывать в них любовь к красоте и жизнерадостность (Э. Сеген)

· Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы у них было, что делать (Я.А. Коменский)

· Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно также человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные отношения (Я.А. Коменский)

· Ребенок, родившийся слепым, даже не подозревает, что он слепой, до тех пор, пока кто-нибудь не скажет ему об этом. Даже тогда он будет иметь самое смутное представление о том, что такое слепота; только зрячие знают, что это такое (С. Кинг)

· Иногда одноглазый видит больше, чем двуглазый (С. Рамишвили)

· Куда глазом не достанешь, там и разум не достоверный (С.Рамишвили).

· Если у тебя есть глаза, то это еще не значит, что у тебя есть зрение (Би Дорси Орли).

· Не говори слепым о свете – они потребуют доказательств твоей зрячести (Би Дорси Орли).

· Когда ум овладел предметом, слова приходят сами (Сенека)

· Обучая, учимся (Сенека).

· Делать добро дуракам – все равно, что подливать воду в море (Сервантес).

Прочтите и прокомментируйте цитаты известных людей. Какие из высказываний вызывают у вас сомнения? Почему? С какими из высказываний вы не согласны? Почему?

Подберите и Вы несколько цитат известных людей о людях с особенностями психофизического развития, обучении и воспитании их.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Наши рекомендации