Соотнесите элементы двух столбиков (термин и определение)
Термин | Определение |
1. Коррекция | А. Первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития) |
2. Компенсация | Б. Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами использования сохранных функций |
3. Адаптация | В. Возмещение в той или иной мере неразвитых, нарушенных или утраченных функций и состояний за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций |
4. Реабилитация | Г. Двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом |
5. Абилитация | Д. Восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий |
6. Социализация | Е. Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений |
30. Система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с ОПФР в социальную среду, в адекватные отношения со сверстниками – это:
А. Компенсация
Б. Абилитация
В. Реабилитация
Г.Адаптация
Вставьте недостающие слова.
Психологическая адаптация происходит путем усвоения ... общества, в котором живет человек.
Литература
1.Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. – М.: Академия, 2004. – 354 с.
2.Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: «Ось-89», 1999. – 224 с.
3.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева [и др.]. – М. : Академия, 2001. – 248с.
4.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 136 с.
5.Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. –288 с.
6.Волчок, В.П. Психология семейного воспитания / В.П. Волчок. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 245 с.
7.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу : «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. – 448 с.
8.Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с особенностями психофизического развития / С.Е. Гайдукевич, В.В. Радыгина, И.Ю. Евдокимова и др. – Минск : БГПУ, 2009. – 196 с.
9.Кабанов, М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия / М.М. Кабанов. – СПб., 1998.
10.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов по спец. «Логопедия» / [сост.: Ю. Ф. Гаркуша]; под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – Москва : В. Секачев : Сфера, 2007. – 128 с.
11.Коррекционно-образовательные технологии /А.Н. Коноплева, Е.м. Калинина, В.П. Пархоменко и др.; Научн. ред. А.Н. Коноплева. – Мн.: НИО, 2004. – 176 с.
12.Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – 3-е изд.– М.: «Ось-89», 2003. – 96 с.
13.Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.
14.Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии; под ред. В.И. Селиверстова / А.М. Мастюкова., А.Р. Московкина. – М.: Академия, 2003.
15.Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; научн. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «»БГПУ им. М. Танка, 2007. – 144 с.
16.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебн. пособие / Т.В. Волосовец [и др.]: под. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
17.Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
18. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот / Г. А. Волкова [и др.]. – Спб. : КАРО, 2007. - 383 с.
19. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М. Селигман, Р.Б. Дарлинг. – 2-е изд. – М. : Теревинф, 2009. – 365 с.
20.Семаго, Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития / Н. Семаго // Школьный психолог. – 2003. – № 40. – с. 12–15.
21.Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.– М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.
22.Семейное воспитание детей с нарушениями речи / авт.-сост. Н.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2006. – 40 с.
23.Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – Спб.: Речь, 2008. – 247 с.
24.Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.: ил.
25.Шаповал, И.А. Специальная психология / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
26.Шмидт, В. В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками / В. В. Шмидт, В. Р. Шмидт. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
27.Юсупова, Г.Ф. Психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.Ф.Юсупова // Специальная психология. – 2007. – № 3 (13). – С. 54–63.
28.Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. – СПб.: Речь, 2003. – 384 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специальная психология на современном этапе представляет собой динамично развивающуюся отрасль психологической науки. Во многом это обусловлено увеличением разнообразных отклонений в психофизическом развитии, что существенно меняет характер отношения со стороны к ним общества и становится дополнительным стимулом в развитии специальной психологии, повысив ее социальную значимость.
Учебно-методическое пособие «Специальная психология» представляет собой систематизированное изложение актуальных проблем специальной психологии, основных тенденций ее развития на современном этапе. Пособие позволяет обеспечить учебный процесс по специальностям переподготовки «Логопедия», «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании», «Олигофренопедагогика» и развить профессиональные знания и умения в области специальной психологии.
Содержание пособия раскрывается в лекционном материале и практических заданиях курса «Специальная психология». Изложение материала логично и последовательно, показан весь спектр проблематики дисциплины. В конце раздела дается тестовый контроль, предлагаются вопросы и задания по закреплению темы и список литературы, подлежащий изучению. В работе содержатся интернет-адреса информационных ресурсов, где может быть найдена информация по достаточно широкому спектру вопросов специальной психологии, глоссарий (тезаурус) основных категорий и понятий, методические рекомендации по организациии психолого-педагогической диагностики лиц с ОПФР и предлагаемые методики для диагностики, кодификация нарушений психофизического развития в МКБ-10.
Таким образом, учебно-методическое пособие «Специальная психология» позволяет решать задачи образования взрослых и делаетданное учебно-методическое издание полезным для самого широкого круга читателей.
В заключение можно пожелать всем слушателям и практическим специалистам в сфере специальной психологии дальнейших творческих достижений в решении сложных комплексных задач современности, которые стоят перед психологической наукой XXI века. Профессиональных успехов, большого терпения, настойчивости в реализации коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. – М.: Академия, 2004. – 354 с.
2.Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: «Ось-89», 1999. – 224 с.
3.Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности / Булахова Л.А. [и др.]; под ред. И.А. Полищука и А.Е. Видренко. – М.: Киев: Здоровье, 1980. – 156 с.
4.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 136 с.
5.Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002.
6.Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. –288 с.
7.Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. – М.: Педагогика, 1990. –184 с.
8.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития; под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
9.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.
10.Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5.
11.Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : уч.-метод. пос. для пед. и гуманитарных вузов / В. П. Глухов. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. – 311 с.
12.Государев, Н.А. Специальная психология / Н.А. Государев. – М.: Ось-89, 2008. – 288 с.
13.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»; сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. – 448 с.
14.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
15.Детская логопсихология; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.
16.Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
17.Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. – М.: Педагогика, 1973. – 149 с.
18.Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
19.Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М.В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
20.Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
21.Калягин, В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
22.Калягин, В.А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями с нарушениями речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО. – 2005. – 288 с.
23.Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО. – 2004. – 432 с.
24.Кисова, В.В. Практикум по специальной психологии / В.В. Кисова, И.А. Конева. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
25.Контрольные задания по курсу «Специальная психология» // Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / авт-сост. Н.С. Вислобокова, Л.Н. Абрамова, О.Е. Антипенко, С.В. Лауткина; под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – С. 5–25.
26.Контрольные задания по курсу «Специальная психология» // Сборник контрольных заданий по психологическим дисциплинам / авт-сост. Н.С. Вислобокова, С.В. Лауткина; под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – С. 7–23.
27.Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
28.Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. – Яр., 1999. – 144 с.
29.Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием : учеб.-метод. пособие для педагогов / И.К. Боровская и [и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Минск: Четыре четверти, 2010. – 392 с.
30.Лауткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций / С.В. Лауткина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 211 с.
31.Лауткина, С.В. Успеваемость младших школьников: психолого-педагогический аспект / С.В. Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 114 с.
32.Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Изд-во «Книголюб», 2008. – 160 с.
33.Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. – Спб.: Каро, 2006. – 336 с.
34.Логопедия: учебник для вузов / Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
35.Логопсихология: уч.-мет. пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
36.Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – 3-е изд.– М.: «Ось-89», 2003. – 96 с.
37.Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989.– 104 с.
38.Мамайчук, И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом / И.И. Мамайчук // Дефектология. –1976.– № 3. –С. 29–35.
39.Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.:Речь. – 2001.– 219 с.
40.Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии; под ред. В.И. Селиверстова / А.М. Мастюкова., А.Р. Московкина. – М.: Академия, 2003.
41.Мастюкова, Е.М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер // Дефектология. – 1988. – № 4. – С. 12 – 17.
42.Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии и МКБ 10. – СПб: Речь, М.: Смысл, 2003. – 407 с.
43.Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]; науч. ред. Т.Л. Лещинская. – Мн., 2005.
44.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта; под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 181. с.
45.Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; научн. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «»БГПУ им. М. Танка, 2007. – 144 с.
46.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебн. пособие / Т.В. Волосовец [и др.]: под. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
47.Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Трофимова [и др.]. – Спб: Питер, 2005; 2006. – 304 с. : ил.
48.Основы специальной психологии; под ред. Л.В. Кузнецовой.– М.: Академия, 2002. – 480 с.
49.Пожар, Л.Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. –М.: Воронеж, 1996.–128 с.
50.Понятийно-терминологический словарь логопеда; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400 с.
51.Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция; под ред. проф. У.В. Ульенковой. – Спб.: Питер, 2007. – 304 с.
52.Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
53.Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 47 с.
54.Саенко, Ю.В. Специальная психология / Ю.В. Саенко. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.
55.Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / авт.-сост. Н.С. Вислобокова и др.; под общ.ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 121 с.
56.Семаго, Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития / Н. Семаго // Школьный психолог. – 2003. – № 40. – с. 12–15.
57.Семаго, Н. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005.
58.Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.– М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.
59.Семейное воспитание детей с нарушениями речи / авт.-сост. Н.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2006. – 40 с.
60.Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – Спб.: Речь, 2008. – 247 с.
61.Солнцева, Л.И.Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И.Солнцева. – М., 1998.
62.Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; под ред. Л.М. Шипициной – СПб.: Речь, 2003. – 122 с.
63.Сорокин, В.М.Специальная психология / В.М.Сорокин; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
64.Специальная психология / сост. Е.С. Слепович [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2005. – 95 с.
65.Специальная психология; под ред. В.И Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
66.Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
67.Трошин, О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
68.Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.: ил.
69.Худик, В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте / В.А. Худик. – Киев, 1993. – 144 с.
70.Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение. – АО «Учеб. лит.», 1995. – 304 с.
71.Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учеб. пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
72.Шаповал, И.А. Специальная психология / И.А. Шаповал. –М.: ТЦ Сфера, 2005.–224 с.
73.Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005.
74.Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Академия, 2004.
75.Юсупова, Г.Ф. Психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.Ф.Юсупова // Специальная психология. – 2007. – № 3 (13). – С. 54–63.
76.Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. – СПб.: Речь, 2003. – 384 с.