Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития

Арттерапия буквально переводится как «терапия искусством». Это терапевтический метод, основанный на лечебном влиянии общения в сочетании с творчеством. Арттерапия является специализированной формой психотерапии, основанной на сильном влиянии искусства на эмоциональную и личностно-смысловые сферы человека, систему его отношений, в первую очередь искусства изобразительного, а так же творческой деятельности, связанной с изобразительным искусством.

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века (это понятие ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях). Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудностей личностного развития относятся так же к 30-м годам 20-столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

В практике арттерапии, как направлении психолого-педагогической помощи детям с ОПФР, используются разнообразные методы, разработанные на основе методов, применяемых в психокоррекционной работе: 1) катарсис («очищение»), переживание травматических событий, реагирование на ранее подавляемые чувства (3. Фрейд); 2) метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного (К.Г. Юнг); 3) метод «общей эмоции», возникающей между психологом и клиентом (Г.С. Салливен) и др.

Современные исследователи (В.Н. Коропулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и др.) определяют арттерапиюкак способ и технологию реабилитации лиц с ОПФР средствами искусства и художественной деятельностью, базирующиеся на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих связей с ним в любой художественной, символической форме.

В работе с детьми с ОПФР специалист реализует следующие функции: 1) эмпатическое принятие ребенка; 2) создание благоприятной психологической атмосферы и психологической безопасности для ребенка; 3) эмоциональная поддержка ребенка; 4) постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком; 5) тематическое структурирование задачи; 6) помощь в поиске формы выражения темы; 7) отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. В психокоррекционной работе выделяются основные принципы.

Принцип единства коррекции и развития.Коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.

Принцип единства диагностики и коррекции развития.Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования.

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации.Система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с ОПФР.

Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия.Выбор методов определяется в зависимости от целей, задач оказания помощи, возрастных и индивидуальных особенностей, условий проведения.

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность ребенка в рамках ведущей деятельности является движущей силой его развития.

Принцип оптимистического подхода. Предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком(семьи, детского сада, школы). Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений. Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми.

Выделяют два механизма психологической коррекциис помощью арттерапии (О.А. Карабанова): 1) когда искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из нее, используя креативные способности ребенка; 2) когда под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л.С. Выготский).

Использование арттерапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом. Форма организации определяется характером нарушений в развитии ребенка и коррекционными задачами. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективно на начальном этапе использование индивидуальной формы арттерапии; а когда трудности в развитии ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительной является групповая форма работы.

Для создания благоприятного арттерапевтического пространства используются изобразительные средства и материалы,среди которых называются карандаши, фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, свечи, тушь, пастель, соус, клейстер, сангина, художественный уголь, кисти, палитра, баночки с водой, губка, валик, бумага разных форматов, цветов и оттенков, фольга, нитки, веревки, скотч, ножницы. Иногда используется соль, песок, природный, поделочный и иные материалы для создания композиций и др.

Для организации арттерапевтической работы используются различные способы действия с художественными материалами: 1) манипуляции с целью исследования физических свойств материалов; деструктивные действия, в результате, которых ребенок может рвать бумагу, портить карандаши, разливать воду, краску и др.; 2) стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, действий; 3) рисование графических пиктограмм; 4) создание художественных образов, отвечающих потребности ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими.

В арттерапевтической работе с детьми с ОПФР на ряду с общепризнанными атртерапевтическими техниками рекомендуют использовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, ладошкой, нитками, с помощью соли, рисование под музыку, методом напыления, оттиск пробкой, пенопластом, монотипия, кляксография и др.).

Вопросы и задания

1. Прочитайте отрывок статьи Л.С.Выготского «Дефект и компенсация».

«Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной движущей силой психического развития. Сверхкомпенсация, «развивая психические явления предчувствия и предвидения, а также их действующие факторы вроде памяти, ин­туиции, внимательности, чувствительности, интереса - словом, все психические моменты в усиленной степени», приводит к сознанию сверхздоровья в больном организме, к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант. Страдавший недостатками речи Демосфен ста­новится величайшим оратором Греции. Про него рассказывают, что он владел своим великим искусством, специально увеличивая свой природный дефект, усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн, заглушающих его голос...

Для теории и практики воспитания ребенка с дефектами слуха, зрения и т.п. учение о сверхкомпенсации имеет фундаментальное значение, служит психологическим базисом. Какие перспективы открываются перед педагогом, когда он узнает, что дефект есть не только минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, что в нем есть какой-то положительный смысл! В сущности, психология давно учила этому, педагоги давно это знали, но только теперь с научной точностью сформулирован главнейший закон: ребенок будет хотеть все видеть, если он близорук, все слышать, если у него аномалия слуха; будет хотеть говорить, если у него затрудне­ния в речи или заикание. Желание летать будет выражено у детей, которые испытывают большие трудности уже при прыгании».

Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения. Как можно использовать положения Л.С. Выготского в практической работе психолога?

2. Дайте определение семьи как малой группы

3. Назовите функции семьи

3. Назовите типы искаженного родительского отношения

5. Расскажите об этапах принятия семьей дефекта ребенка

6.Что такое семейная (материнская) депривация?

7.В чем заключается работа с семьей детей с ОПФР?

8.Какие существуют формы организации работы с семьей, имеющей ребенка с ОПФР?

9.Опишите 1-2 диагностические методики детско-родительских отношений.

10. Прочитайте отрывок статьи Л.С. Выготского «К психологии и педагогике детской дефективности».

«Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения. Даже в семье слепой и глухой ребенок есть, прежде всего, особенный ребенок, к нему возникает исключительное, необычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет социальную позицию в семье. И это складывается не только в тех семьях, где на такого ребенка смотрят, как на тяжелую обузу и наказание, но и в тех, где слепое дитя окружают удвоенной любовью, удесятеренной заботливостью и нежностью. Именно там эти повышенные дозы внимания и жалости есть тяжелый груз для ребенка и ограда, отделяющая его от остальных детей. В. Г. Короленко в известной повести о слепом музыканте правдиво показал, как слепой ребенок стал центром семьи, ее бессознательным деспотом, с малейшей прихотью которого сообразовывалось все в доме.

В дальнейшем телесный недостаток вызывает совершенно особую социальную установку, чем у нормального человека. Все связи с людьми, все моменты, определяющие «геометрическое» место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом. Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходит из сустава, когда нарушается правильное питание и нормальные отправления, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами. Об этом свидетельствуют как вдумчивые признания самих слепых и глухих, так и простейшее повседневное наблюдение за жизнью дефективных детей и данные психологического научного анализа».

Какой должна быть позиция родителей и педагогов учреждения образования по превентивной профилактике формирования «социального вывиха» у ребенка с особенностями психофизического развития?

11. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

4.Нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

6.Раздел клинической медицины, раздел хирургии, изучающий профилактику, диагностику и лечение деформаций и нарушений функций костно-мышечной системы.

8.Состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

9.Комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

10.Наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания.

По вертикали:

1.Раздел медицины, занимающийся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы, а также изучающий механизмы их развития, симптоматику и возможные способы диагностики, лечения или профилактики.

2.Приведение в первоначальное состояние.

3.Состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

5.Лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам.

7.Совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития - student2.ru

Тесты

1. В переводе с латыни «коррекция» означает:

А. Исправление

Б. Избавление

В. Обучение

Г. Лечение

2. Первая целостная программа коррекции детей с отставанием в развитии была предложена:

А. Л.С. Выготским

Б. А. Адлером

В. А.Н. Граборовым

Г. Г.М. Дульневым

3. Психологическая коррекция наиболее успешно проводится в отношении:

А. Первичных недостатков развития психики

Б. Вторичных недостатков развития психики

В. Эмоционально-волевых расстройств

Г. Личностных расстройств

4. Коррекционные упражнения для детей с ОПФР подбираются:

А. В зависимости от характера нарушений развития

Б. В зависимости от психического состояния ребенка

В. По желанию ребенка и его родителей

Г. В зависимости от настроения ребенка

Наши рекомендации