Коррекционные направления в работе с детьми с особенностями психофизического развития
В последние десятилетия в коррекционной педагогике и психологии сложился принцип коррекционно-развивающего обучения, который предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом. В учебных планах всех типов специальных школ, кроме базового и школьного компонента, выделяются коррекционные блоки предметов. Это может быть развитие слухового восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, логопедические занятия и др. Современные авторы нередко представляют коррекцию как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Основные направления коррекции: сенсорики (деятельность анализаторов); моторики (физическое развитие); познавательных функций (мышление, память, речь и др.); эмоционально-волевой сферы; личности.
Средства коррекции условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (альтернативные). Наиболее распространенные (традиционные) –это игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение) и др. При этих средствах коррекция в основном достигается косвенным образом.
В последнее время приобретают популярность такие средства коррекции, как сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего – игры конструктивного содержания), ароматерапия, иппотерапия (от греч. слова «иппо» – лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др. Присутствие во многих названиях слова «терапия» подчеркивает лечебный, но не медикаментозный эффект. В современной практике перечисленные средства выступают как нетрадиционные. Очень важно при выборе средств коррекции делать опору на социально значимое содержание материала.
Принципиально значимыми положениями в программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания являются следующие: 1) принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; 2) анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи; 3) включение родителей в коррекционно-педагогический процесс; 4) расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием; 5) формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми; 6) реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы; 7) активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений в практической деятельности, общения детей и формирования адекватного поведения; 8) расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; 9) определение базовых достижений в каждом возрастном периоде.
Коррекция достигается посредством адаптации содержания обучения к особенностям познавательной деятельности учащихся, учета актуального уровня и зоны ближайшего развития, использования наглядности, замедленности процесса обучения, повторения и тренировочных упражнений, структурной простоты материала, индивидуального подхода.
В коррекционной работе значительное место занимают вопросы ранней коррекции ребенка с дизонтогенезом. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект.
Ранняя коррекционная помощь предполагает: 1) максимально раннее выявление и диагностику нарушения в развитии; 2) сокращение разрыва между моментом обнаружения нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи; 3) обязательное включение родителей в коррекционный процесс; 4) коррекционнос воздействие на все сферы развития ребенка и создание необходимых условий для развития его личности. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка «группы риска», тем самым смягчить вторичные отклонения.