Личность и деятельность лиц с нарушениями слуха
Типичные свойства личности. Плохая координация движений, неустойчивость походки, затруднения в пространственной ориентации, замедленный темп деятельности обусловлены биологическими причинами дефекта слухового анализатора и формируют свойства ригидного темперамента.
Недостаточность образования навыков широкого общения привносит в структуру личности, в манеру поведения неадекватность оценок, негибкость регулирования межличностных отношений, их чрезмерно аффективную окраску. Только к 13-15 годам глухие начинают правильно дифференцировать разнообразие эмоций и чувств человека. Для них не характерна эмоциональная избирательная привязанность к сверстникам – только по механической привычке, когда долгое время приходится проводить вместе. Глухим детям нравятся аккуратные, хорошо говорящие, умные, красивые и отзывчивые дети. Однако инициативу в общении они затрудняются проявлять. Уже к подростковому возрасту к ним приходит осознание своего дефекта, который в юношеском возрасте они стремятся компенсировать упорной работой над речью, самостоятельным чтением. Но переживание дефекта только обостряется в среде лиц с нормальным слухом.
Неразвитость воображения, подражательность действий приводят к развитию свойств педантичного характера и в основном репродуктивных, а не творческих качеств интеллекта.
Мотивация глухих детей вследствие трудностей развития оперативного мышления, его низкой эффективности в целом ориентирована в значительно большей степени не на предмет учебной и трудовой деятельности и ее процесс, а на конечный результат (сделать быстрее, приблизительно, формально, минуя необходимые этапы, не замечая ошибок), а также на похвалу и награду.
Самооценка глухих детей младшего школьного возраста, как и слышащих сверстников, неустойчива, ситуативна, зависит от оценки взрослых. Их интересы направлены к игровой, в том числе спортивной, деятельности, школьные предметы равноценны. Подростки скорее переоценивают свои возможности, интерес сосредотачивается на кино, танцах, искусстве. И только в юношеском возрасте появляется самокритичность, развивается интерес к наукам и литературе.
Особенности деятельности. Развитию предметной деятельности предшествует длительный период овладения действиями с предметами – хватанием, неспецифическими испецифическими манипуляциями, использованием предметов по их функциональному назначению и овладением определенным способом действий с предметами, закрепленным в социальном опыте.
По данным А.А.Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард, некоторые виды действий появляются у них только после двух – двух с половиной лет и даже в дошкольном возрасте. Дети выполняют только некоторые действия, чаще всего с хорошо знакомыми предметами.
Развитие предметных действий глухих детей продолжается в дошкольном возрасте, когда изменяются способы их ориентировочной деятельности. На протяжении дошкольного возраста у глухих детей совершается переход от примитивных способов ориентировки к более сложным. Однако, по даннымА.А.Венгер, у них нет достаточного обобщения собственного опыта действий с предметами. Поэтому дети с нарушениями слуха не осознают необходимости использования орудия в новой ситуации. В случаях, когда глухие дошкольники понимают необходимость применить орудие, они не всегда могут найти его вокружающей обстановке. Это происходит из-за низкого уровня ориентировки,недостаточного выделения свойств объектов, трудностей их соотнесения.
В развитии сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями слуха наблюдается целый ряд особенностей. По данным Г.Л. Выгодской глухие дошкольники дольше, чем слышащие, задерживаются на этапе предметно-процессуальных игр, а их сюжетные игры однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников. Глухие дети не всегда могут самостоятельноосознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх. Для них типична склонность к педантичному, буквальному отражению в игре действительности. Из-за задержки речи способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной.
Зачастую в играх глухих детей можно обнаружить тенденцию к стереотипности действий. Дети механически повторяют из раза в раз одни и те же действия, слова и роли. Они стремятся воспроизвести те условия, и которых эта игра протекала раньше.
В играх глухих детей значителен элемент механического подражания действиям друг друга. Стоит одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как сразу же у него находится несколько «последователей», которые начинают ему слепо подражать. Подражая кому-нибудь, ребенок обычно не вносит в игру от себя ни одной детали.
Глухие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов. Даже предмет, функционально пригодный на роль заменителя, не всегдаиспользуется глухим ребенком. Если взрослый назвал карандаш ложкой или кубик утюгом иребенок согласился так называть этот предмет, это еще вовсе не значит, что он начнет «есть» карандашомили «гладить» кубиком. Слово (новое название) для глухого ребенка еще не диктует способа действия с предметом. Формально принимая новое название предмета, предложенное взрослым, глухие дети в ряде случаев действуют не в соответствии с этим новым названием предмета, а сообразуясь с его непосредственно воспринимаемыми особенностями.
Для глухих детей характерно, что по мере овладения игровой деятельностью их действия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями. Так, кормя куклу, ребенок уже не ограничивается тем, что подносит ложку к ее рту. Предварительно он наливает еду из кастрюли в тарелку, помешивает еду, дует на нее, чтобы не обжечь куклу, наливает добавку из кастрюли и снова кормит и т.д.
Особенности становления учебной деятельности у глухих младших школьников представлены в работах Е.Г. Речицкой. По ее данным, у глухих детей наблюдаются все виды мотивов учебной деятельности. Особенно значимой для глухих школьников является мотивация, связанная с получением высоких отметок. Под влиянием обучения происходит возрастание роли учебно-познавательной мотивации у глухих младших школьников, к III – IV классу она занимает второе ранговое место.
В связи с особенностями умственного развития глухих детей, в частности с отставанием в развитии мышления и речи, значительные трудности наблюдаются у них в формировании всех учебных действий. Один из наиболее существенных недостатков учебной деятельности глухих детей заключается в том, что они часто выполняют такие учебные действия, которые диктуются не самой учебной задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. В связи с отставанием в развитии основных мыслительных операций у глухих детей медленнее формируются учебные действия: недоразвитие анализа и синтеза приводит к трудностям преобразования условий задачи, недоразвитие абстракции – к трудностям моделирования выделенного отношения. Учебные действия формируются на суженной, недостаточно обобщенной основе, поэтому глухие дети испытывают затруднения при переносе учебных действий в новые условия, на новые учебные задачи.
Исследование Е. Г. Речицкой свидетельствует о трудностях реализации действия контроля. Так, при проверке правильности текста глухие учащиеся больше всего затрудняются в нахождении ошибок, касающихся смысловой стороны текста, построения предложений, написания слов.
Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии. Из-за таких особенностей умственного развития детей и подростков с нарушениями слуха, как замедленное развитие мыслительных операций, в частности анализаи синтеза, абстрагирования, у них наблюдаются трудности в выделении и осознании цели. В процессе трудовой деятельности они стремятся как можно быстрее получить результат, т.е. достичь пели. Но им не хватает ловкости, сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, умения проанализировать причины трудностей. Иногда подростки и юноши в стремлении быстро получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. Часто у них не формируется осознание обязательности достижения поставленной цели.
Большие проблемы возникают, особенно на начальных этапах трудовой жизни, у лиц с нарушениями слуха с осознанием межличностных производственных отношений. Это связано с замедленным формированиеммежличностных отношений и механизмов межличностного восприятия. У подростков и юношей недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений, они часто допускают крайности в оценке окружающих, с которыми встречаются в рабочей обстановке, недостаточно дифференцируют личные и деловые отношения.
Особенности в развитии двигательной сферы, характерные для лиц с нарушениями слуха, обусловливают круг профессий, которые им можно рекомендовать. Кэтим особенностям относятся такие, как недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия,относительно низкий уровень пространственной ориентировки, замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений, замедленный темп деятельности в целом, относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П.Гозова).
Анализ особенностей психического развития лиц с нарушениями слуха позволил А.П. Розовой определить ограничения в подборе и рекомендации профессий: непригодны профессии, в которых при работе необходим слуховойконтроль (например, настройка аппаратуры); не рекомендуются производства и соответствующие им профессии с акустической сигнализацией опасности; наличие нарушений вестибулярного аппарата свидетельствует о невозможности рекомендаций профессий, связанных с работой на высоте; многим глухим не рекомендуются профессии, требующие постоянного речевого контакта с окружающими; следует подбирать профессии, соответствующие тому уровню образования, которое имеет конкретный человек с нарушением слуха.