Понятие «умственная отсталость» и ее классификации
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. По времени возникновения умственная отсталость включает в себя две основные формы: 1)олигофрению; 2) деменцию. Первый из указанных видов умственной отсталости – олигофрения – проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет), второй – деменция – на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет).
Большинство среди умственно отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.
Формы олигофрении по М.С. Певзнер. Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопсихологии считается классификация, разработанная в 1959 г. М.С. Певзнер. В ее основу положен клинико-патогенетический подход. Автор выделила пять основных формолигофрении:
1. неосложненную (основной вариант);
2. с выраженными нейродинамическими нарушениями:
а) с преобладанием процессов торможения;
б) с преобладанием процессов возбуждения;
в) лабильные;
3. со снижением функций анализаторов и нарушениями речи:
а) с нарушением зрения;
б) с нарушениями слуха;
в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
г) с речевыми отклонениями;
4) с психопатоподобным поведением;
5) с выраженной лобной недостаточностью.
Неосложненная форма олигофрении.У этой группы деятельность органов чувств не нарушена, не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Эти особенности сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети этой группы обычно уравновешены, дисциплинированы и трудолюбивы. Определенная сохранность эмоциональной сферы и личности облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окружающем, усвоению навыков поведения.
Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями.Интеллектуальное недоразвитие детей сочетается с нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе. В случае психомоторной расторможенности (возбудимости) интеллектуальная деятельность, работоспособность и психическое развитие страдают от импульсивности, отвлекаемости, аффективной неуравновешенности. При преобладании тормозимости недоразвитие усугубляется двигательной и эмоциональной заторможенностью. В обоих случаях наблюдается значительное снижение работоспособности.
Олигофрения со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями. У олигофренов с нарушениями функций анализаторов или специфическими речевыми отклонениями диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети, помимо основного дефекта – умственной отсталости, имеют локальные дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, дефекты речи нередко маскируют первичное недоразвитие психики. Выполнение заданий по речевой инструкции, не подкрепленное наглядным показом, вызывает большие затруднения.
Олигофрения, осложненная психопатоподобными расстройствами.При этой форме олигофрении наблюдается сочетание психического недоразвития с выраженной аффективной возбудимостью, расторможенностью влечений (сексуальностью, склонностью к бродяжничеству, воровству и т. п.). Отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляется недоразвитие личностных качеств.
Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.Дети данной группы встречаются редко. Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности. У одних детей наблюдаются вялость, пассивность, двигательная заторможенность. Другим – свойственны импульсивность, суетливость, эйфорический фон настроения, высокая отвлекаемость. Своеобразие речи проявляется в сочетании ее внешнего богатства с непониманием смысла, бездумным повторением чужих высказываний. Характерно грубое недоразвитие личности, проявляющееся в некритичности к себе, отсутствии чувства смущения, обиды, страха и т. д.
Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией. В результате травм головного мозга, различных заболеваний ЦНС (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита и др.) происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выраженная сохранность других его отделов.
По динамике слабоумияпри деменции различают: 1) резидуальную органическую; 2) прогрессирующую деменцию. По этиологическому критериювыделяют: 1) эпилептическую; 2) шизофреническую; 3) постэнцифалическую; 4) травматическую и др.
На основе спецификиклинико-психологической структурыдеменции Г.Е. Сухаревавыделяет четыре типа, характеризующиеся преобладанием того или иного дефекта: 1) низкий уровень обобщений; 2) грубые нейродинамические расстройства; 3) недостаточность побуждений к деятельности; 4) нарушения критики и целенаправленности мышления.
По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы (МКБ-9): 1) дебильность(легкая степень); 2) имбецильность(средняя степень); 3) идиотия(тяжелая степень).
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований все формы умственной отсталости подразделяют на четыре степени глубины интеллектуального дефекта: 1) легкую (IQ в пределах 50 – 69) (F 70); 2) умеренную (IQ в пределах 35 – 49) (F71); 3) тяжелую (IQ в пределах 20 – 34) (F 72); 4) глубокую (IQ ниже 20) (F 73).
Деление по степени выраженности дефекта имеет большое значение, так как глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений. Также оно имеет практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженности нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка. Но количественное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта. Симптоматика умственно отсталых детей богаче. Необходимо учитывать, что на обучаемость, продуктивность и приспособляемость умственно отсталых детей влияет не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения психики.