Клинико-психологическая классификация детей с задержкой психического развития по К.С. Лебединской
Клинико-психологическая классификацияразработанна на основе этиопатогенетического подхода. К.С. Лебединской, исходя из этиологического принципа, выделено четыре варианта ЗПР: 1) ЗПР конституционального происхождения; 2) ЗПР соматогенного происхождения; 3) ЗПР психогенного происхождения; 4) ЗПР церебрально-органического генеза.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
1. При ЗПР конституционального происхожденияинфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения человека, отличающегося детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных реакций в поведении, в проявлении игровых интересов, высокой внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. В первом классе малая направленность на длительную интеллектуальную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам дисциплины. Незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию. Неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу.
2. При соматогенной ЗПРэмоциональная незрелость обусловлена длительными хроническими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы пороками в развитии сердца и т. д. Снижение физической активности в данном случае стимулирует недостаток информации, становление жизненно важных психических функций тормозится. Хроническая физическая и психическая астения задерживают развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт характера, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени обусловливаются созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки. Эти дети отличаются от обычных сверстников: они не пытаются самостоятельно отвечать на элементарные вопросы, а если и отвечают, все время оглядываются на маму, одобрит ли она их ответ или нет.
3. ЗПР психогенного происхождениясвязана с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера, так как при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие его личности.
Различают три варианта ЗПР психогенного поисхождения:
а) аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Чаще всего обусловлено явлениями гипоопеки. Так, в условиях безнадзорности может формироваться: неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. Ребенок безнадзорен, у него не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется и развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости и сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для школьного обучения;
б) аномальное развитие личности по типу «кумира семьи» обусловлено гиперопекой – ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию. Характерны малая способность к усилию, черты эгоизма и эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку;
в) аномальное развитие личности по невротическому типу. В психотравмирующих условиях воспитания, когда преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться как отсутствие инициативы и самостоятельности, робость, боязливость. В семьях, где существуют грубость, жестокость, деспотичность, агрессия, формируется личность боязливая, недостаточно самостоятельная, нерешительная, с малой активностью и инициативностью (в этом проявляется эмоциональная незрелость). Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке и познавательной деятельности.
4. ЗПР церебрально-органического генеза. Причиной данной формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. Сходство данной формы ЗПР с олигофренией определяется органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Диагноз зависит от степени, массивности поражения. Другим фактором является время поражения. ЗПР значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и пет опасности их грубого недоразвития. Тем не менее, Л. Тарнополь и другие ученые предполагают возможность генетической этиологии.