Определение, причины возникновения задержки психического развития
Б.Симоном в 1911 году выделил группы «псевдоненормальных» учащихся. Сюда были включены «отсталые в педагогическом отношении» и соматически больные дети. В. Филипп и П. Бонкур (1911) выделили среди неуспевающих школьников группу «субнормальных учеников», куда вошли дети со «смягченными формами» умственной отсталости и психическим инфантилизмом, низкая обучаемость которых имеет временный характер. Авторы назвали эту группу детей временно ненормальными.
И. Борисов (1925) выделил группу детей «с пониженным общим развитием», отличающихся от педагогической запущенности и олигофрении. По его данным, число таких детей с возрастом постепенно уменьшалось.
С.И. Федоров (1936) среди 500 неуспевающих школьников выделил детей с задержкой развития, отличающихся слабым здоровьем и физической незрелостью (степень задержки развития 1-2 года). Он же отметил, что при задержке развития характер снижения интеллектуального уровня отличается от такового при олигофрении.
W. Stern (1920) описывает на основании психометрических методов группу «спорных дебилов». L. Schenk-Danzlnger (1954) выделяет «пограничных дебилов» среди детей с интеллектуальным коэффициентом (IQ) в области 60-90 единиц.
В английском школьном законодательстве отражена группировка С. Burt (1955), по которой при легких отклонениях (IQ – интеллектуальный коэффициент – равен 85-70 единиц) имеет место backwardness («школьная отсталость») или mental dullness («умственная тупость»). Срок обучения детей со школьной отсталостью удлинен на 2-3 года.
По Д. Векслеру (1965) следует различать слабый интеллект (IQ равен 90-80 единиц) и пограничные случаи слабоумия (IQ равен 80-70 единиц). В градации интеллектуальной недостаточности, принятой в 1959 году американской ассоциацией психиатров, выделена пограничная умственная отсталость (IQ равен 86-68 единиц). Однако результаты тестовых исследований в значительной мере зависят от социокультурного влияния (Т.А. Власова, 1968, Д.Е. Мелехов, 1970, и др.) и могут быть использованы лишь как вспомогательный метод (Д.Н. Исаев и Л.И. Лычагина, 1971).
Согласно нормативным документам Республики Беларусь дети с трудностями в обучении выделены в отдельную типологическую группу. В имеющемся в научно-методической литературе определении, к категории детей с трудностями в обучении относятся «дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы» (С.Г. Шевченко). Тем самым подчеркивается, что в указанную категорию не входят дети, которые испытывают трудности в усвоении образовательных программ в силу выраженных отклонений в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы).
Еще более конкретизировать данную группу детей позволяют «Положение о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития» (2005 г.) и «Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи» (2004 г.), в которых определено, что «дети с трудностями в обучении – это дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития», а именно – дети, у которых отмечается: 1) смешанное расстройство учебных навыков (F 81.3) (ЗПР психогенного происхождения); 2) расстройство развития учебных навыков (F 81.9) (ЗПР конституционального происхождения); 3) смешанные специфические расстройства психического развития (F 83) (ЗПР церебрально-органического происхождения); 4) другие общие расстройства развития (F 84.8) (ЗПР соматогенного происхождения); 5) детский аутизм по типу общего нарушения развития (F84.0). Как видно, большую часть детей с трудностями в обучении составляют дети, у которых эти трудности обусловлены задержкой психического развития.
Таким образом, в настоящее время широко используется следующее определение ЗПР. Задержка психического развития –это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу.
В этиологии ЗПР играют роль конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и органическая недостаточность нервной системы. Т.А. Власова и М.С. Певзнер при систематике ЗПР различают две ее основные формы: 1) ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы); 2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер (1967, 1973), К. С. Лебединская (1975), В.В. Ковалев (1975) рассматривают интеллектуальные расстройства при ЗПР как следствие дизонтогенеза. К дизонтогенетическим формам пограничных состояний интеллектуальной недостаточности В. В. Ковалев относит общую задержку развития (чаще по типу психического инфантилизма), частичную задержку умственного развития (речевого, психомоторного, школьных навыков: чтения, письма, счета). Причинами ЗПР являются: 1) биологического характера: различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.); недоношенность ребенка; родовые травмы; различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, и др.); нетяжелые мозговые травмы; 2) социально-психологического характера: ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.; искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.