Общая характеристика нарушений психофизического развития
В становлении специальной психологии терминологический аппарат применительно к понятию «аномальные дети» претерпел значительные изменения. Так, отечественные и зарубежные исследователи в начале XX в. использовали термин «ненормальные дети». Практически в это же время в ходу было понятие «дефективные дети» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.), а в конце 30-х годов появился термин «аномальные дети», охватывающий все проявления недоразвития. Все частные термины (глухой, слабовидящий, умственно отсталый и т.д.) указывали на определенный недостаток в развитии.
С 60-х годов XX в. за рубежом по мере развития идеи и внедрения моделей интегрированного обучения стали происходить изменения в терминологии. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), занимающаяся совершенствованием терминологии, выдвинула три категории понятий: «impairment», «disability», «handikap». Эти три категории соотнесены с тремя сферами – биологической (impairment), психической (disability) и социальной (handikap) – и означают соответственно дефект, снижение способности и ограничение возможности. Impairment – дефект, потеря физической субстанции или необратимое изменение в психологической, физиологической или анатомической структуре или функции. Disability – помеха, ограничение, возникшее вследствие нарушения, которое приводит к частичному или полному сокращению обычных умений или навыков человека. Handikap – социальное ограничение индивидума, являющееся следствием нарушения, которое не позволяет или ограничивает возможность принятия им адекватной данному возрасту и полу социальной роли в типовых социокультурных условиях.
В 1997 г. ВОЗ разработала обновленную классификацию понятий. В ней присутствуют такие категории, как impairment, activity, participation (дефектологическая ориентация была заменена ориентацией на социальную активность). Равные возможности, самоопределение, участие во всех сферах социальной жизни – вот цели, которые ставит перед собой современная специальная педагогика и психология. Следовательно, речь не идет о дефицитарности той или иной личности, смысловым образом отраженной в негативной, принижающей достоинство человека терминологии, а о потенциальных возможностях человека, которые могут быть развиты при определенных условиях. Новая классификация ВОЗ трактует выделенные категории следующим образом.
Impairment – дефект – понятие, включающее органические дефекты и функциональные нарушения, относящееся к кругу медицинских дисциплин анатомии и физиологии (патоанатомия, патофизиология). Activity – активность, ее ограничение – акцентирует внимание на степени возможности для человека, имеющего нарушение, вести самостоятельную жизнь; мера личностной самореализации; относится к сфере психолого-педагогических наук. Participation – возможности и ограничения участия – оценивает меру социальной включенности; показывает, как нарушения здоровья влияют на участие человека в жизни общества; относится к сфере социальных наук.
Применитально к группе детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, используются понятия: с особенностями психофизического развития (Республика Беларусь); с особыми образовательными потребностями; с отклонениями в развитии; с патологией развития; с дизонтогенезом; с трудностями в обучении; с недостатками в умственном и физическом развитии; с ограниченными возможностями здоровья (российский вариант) и др.
Термин «дети с особенностями психофизического развития» семантически подтверждает отказ социума от деления людей на полноценных и неполноценных, т.е. смещает акцент с недостатков в развитии на потребности детей в особых педагогических условиях, «на ответственность общества за выявление и удовлетворение их потребностей» (В.Н. Наумчик и др.). В нашей стране нормативно закреплена корректная терминология применительно к отдельным категориям детей с особенностями психофизического развития: понятие «умственная отсталость» обозначается термином «интеллектуальная недостаточность»; «задержка психического развития» – термином «нарушения психического развития (трудности в обучении); «глухой, слабослышащий» – «нарушение слуха», «слепой, слабовидящий»– «нарушение зрения» и т.д.
В психологии традиционно выделяются следующие аспекты изучения нарушений развития.
1. Клинический аспектнаправлен на изучение этиопатогенеза и симптоматики, полученных на основе разнообразных методов обследования (клинический, цитогенетический, генеалогический, лабораторный, биохимические исследования, электороэнцефалография, эхоэнцефалография, компьютерная и ядерно-магнитно-резонансная томография, рентгенологическое исследование черепа, реография, допплерография, аудиография и др. Основная цель исследования заключается в выявлении стойких отклонений в морфологии и физиологии отдельных органов, систем и организма в целом.
2. Психологический аспектсвязан с изучением состояния и развития психических процессов. Основная цель психологического исследования – выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в адекватных для него условиях, видах и формах обучения. Психологическое исследование может вестись с позиций различных концепций: 1) интеллектуалистической (все плюсы и минусы в развитии оцениваются только с позиции интеллекта); 2) аффективной (эмоционально-волевая сфера оказывает решающее влияние на состояние и развитие всех психических процессов); 3) психометрической (измерение психики путем определения интеллектуального коэффициента IQ); 4) концепции статического понимания характера дефекта (теория потолка). В ней констатируется, что нарушенное развитие почти не поддается коррекции, для каждой категории аномалий устанавливаются свои «потолки». Так, по мнению сторонников концепции, при умственной отсталости развитие детей не идет дальше развития 12–14-летнего нормального ребенка, при глухоте – 15–16 лет; 5) концепции динамического подхода отражают картину качественного своеобразия патологии развития, подчиняющуюся общим закономерностям становления человека и исходит из того, что нарушение при умственной отсталости носит диффузный характер. Это выражается в том, что патологическое развитие охватывает все стороны психики.
3. Педагогический аспектнаправлен на изучение уровня обучаемости и воспитуемости ребенка и включает следующие задачи: 1) изучение познавательных возможностей, черт личности, выявление уровня актуального и зоны ближайшего развития; 2) определение оптимальных условий для коррекции недостатков познавательной деятельности; 3) разработка способов педагогического влияния на учащихся (своеобразная политика «кнута» и «пряника»); 4) выявление готовности ребенка к обучению в школе, определение степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы и школьной адаптации.
4. Социологический аспектрассматривает место детей с ОПФР в обществе и их поведение в различных жизненных ситуациях.
При изучении структуры дефекта важно опираться на положение Л.С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Так, выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей.
Общие закономерности –это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития: 1) цикличность психического развития; 2) неравномерность психического развития; 3) пластичность нервной системы; 4) взаимовлияние биологического и социального в процессе развития.
Наряду с закономерностями общими для нормального и аномального развития В. И. Лубовский выделяет общие для всех типов нарушенного развития:1)личностные изменения; 2) нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации; 3) нарушение словесного опосредствования; 4) более длительные сроки формирования представлений и понятий; 5) риск возникновения социально-психологической дезадаптации.
Специфические закономерности характерны только для детей с тем или иным нарушением. Эти закономерности не противоречат общим, но имеют некоторые особенности. Например, для лиц с речевой патологией характерны: 1) снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор (недостаточность слухового восприятия, фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения); 2) специфичность формирования психологической системы (субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, неадаптивность к фрустрации, снижение резистентности к стрессу, недостаточная социальная адаптация); 3) зависимость компенсаторных процессов от времени и качества коррекции.