Категориально-понятийный аппарат и принципы специальной психологии
Категориальный аппарат представляет собой систему понятий воспроизводящих разные стороны изучаемого наукой объекта. В используемых специальной психологией категориях можно выделить две большие группы. Первая группа – это общепсихологические понятия, отражающие родство данной дисциплины с психологической наукой в целом. В эту группу входят такие понятия, как «психическая деятельность», «сознание», «личность», «мотив», «смысловая сфера», «образ», «значение», «операция», «интериоризация», «речевое опосредование» и многие другие.
Вторая группа составляет класс специально-психологических категорий или терминов из смежных дисциплин. К ним относятся: «дизонтогенез», «системные отклонения», «ретардация», «компенсация», «коррекция», «реабилитация», «интеграция», «асинхрония», «регресс», «депривация» и т.д.
Принципы служат основой теоретических представлений и методологии специальной психологии, объективного подхода к изучению нарушений развития психики и обоснованию коррекционно-развивающего обучения.
На современном этапе развития принципами специальной психологии являются:
1. Принцип детерминизма важен для понимания нарушений развития, в основе его лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) в определенных условиях вызывает другое явление (следствие). Впсихологии детерминация понимается как закономерная и необходимая зависимость особенностей психического развития от порождающих их факторов. Причинность – совокупность обстоятельств, предшествующих следствию и вызывающих его (Л.Г. Ярошевский, 1972).
Согласно принципу детерминизма, каждый дефект развития обусловлена специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразна по механизмам своего возникновения. В общепсихологическом смысле принцип детерминизма выражает мысль о том, что психическое отражение, его высший уровень (сознание) определяются образом жизни и изменяются в зависимости от внешних условий.
Изучая развитие психики при ее нарушении, необходимо учитывать: 1) различные виды детерминант; 2) их системность и видоизменяемость в процессе развития, ведь соотношения между разными типами детерминант в процессе развития ребенка непостоянны и особенно изменяются в критические и сензитивные периоды развития. Любое психическое развитие характеризуется сменой детерминант, формированием новых психических качеств и преобразованием прежних качеств.
2. Согласнопринципу развития (генетический принцип) психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии, так как все психические явления постоянно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении. Большое значение принципу развития придавал Л.С. Выготский, указывая на то, что историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явлений (изучать исторически что-либо – значит изучать в движении, в развитии).
Принцип развития ориентируется на динамический подход в описании нарушений развития (в отличие от подхода статического) и предполагает анализ нарушений развития с учетом возрастного этапа, на котором данное нарушение возникает и предшествующих отклонений, на которые оно наслоилось. В специальной психологии этот принцип реализуется в первую очередь в психологической диагностике. Описывая качественные и количественные характеристики нарушения, важно учитывать его динамику, склонность к прогрессированию или стабилизации.
3. Принцип деятельности связан с представлением о том, что психика формируется в деятельности, в которой создаются и изменяются условия существования отдельных людей и общества в целом. В процессе деятельности человек удовлетворяет свои потребности и интересы, познает окружающий мир в свою очередь обуславлавливая становление человеческой личности. В специальной психологии принцип деятельности понимается как порождаемая потребностями преобразующая активность, в ходе которой возникает процесс коммуникации и осуществляется познание.
4.Принцип единства сознания и деятельности представляет собой утверждение, что их единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека. С. Л. Рубинштейн трактует этот принцип как проявление и формирование сознания в деятельности. При изучении детей с нарушениями в развитии данный принцип реализуется в том, что сознание ребенка рассматривается как важный критерий уровня его развития. Кроме того, реализуется в методике психокоррекционных занятий, которые строятся с опорой на предметно-практические действия ребенка.
5. Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность. Любые формы отклонений в психическом развитии представляют собой затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики. Эти затруднения могут касаться развития образного отражения, понятийного (вербально-логического), эмоционально-смыслового и т. д.
К принципам психологического изучения детей с ОПФР относятся.
1. Принцип комплексности (от лат. complexus – связь, сочетание) – это сотрудничество специалистов разного профиля в обследовании детей с ОПФР. Каждый специалист фиксирует в нарушенном развитии ребенка те особенности, которые относятся к сфере его компетентности. Данные заносятся в профессиональную схему обследования и могут быть сведены в объединяющую таблицу, где находятся результаты обследования ребенка другими специалистами. Многомерное изучение ребенка с нарушенным развитием обеспечивает совокупный результат, который позволяет выявить причины патологии, подойти к трактовке ее механизмов и обоснованию помощи.
Данный принцип важен не только для диагностики, но и для оказания детям психологической помощи, разработки ее стратегии и тактики на разных этапах работы с ребенком его семьей или микрогруппами детских учреждений, где он обучается или воспитывается.
2. Принцип системного структурно-динамического изучения базируется на идеях Б.Г. Ананьева. Б.Ф. Ломова и др. о системном подходе в психологии. Каждая система предполагает наличие системообразующего основания, объединяющего входящие в нее элементы как относительно однородные. Необходимым признаком системы является определенная связь между составляющими ее элементами. Согласно системному подходу, любое психическое явление имеет разнообразную детерминацию. Детерминанты могут выполнять функцию причин, условий, предпосылок и опосредующих звеньев. Соотношение между этими связями подвижно: детерминанта, играющая роль, предпосылки, и других случаях может оказаться причиной или опосредующим звеном. Движение, или смена причинных факторов носит закономерный характер и составляет необходимое условие развития. Таково общее содержание принципа системного структурно-динамического изучения.
Исторически этот принцип связан с рассмотрением Л. С. Выготским дефектов в иерархии: выделением первичных, вторичных, третичных дефектов. Принцип системного структурно-динамического изучения требует определить иерархию в нарушении психического развития, а также проанализировать каждую из составляющих деятельности ребенка (мотивацию, ориентировку, исполнение и контроль результата),
Этот принцип широко используется в отечественной нейропсихологии представителями школы А.Р. Лурия. Он способствовал выделению синдромов нарушения высших психических функций при поражениях мозга и созданию теории локализации высших психических функций.
3.Принцип качественного анализапредполагает сосредоточение внимания исследователя на действиях ребенка по выполнению задания и его поведении во время обследования (способах выполнения задания и принятия решения, типе ошибок, отношении ребенка к своим ошибкам и замечаниям взрослых) в отличие от фиксирования только на результате. Качественный анализ позволяет выяснить, с каким уровнем организации психической деятельности связан дефект и дает возможность определить, является ли некий симптом признаком первичного нарушения в психическом развитии или следствием уже имеющегося дефекта. Качественный анализ не противостоит анализу количественному, количественные показатели только уточняют его. Количественный анализ, применяемый чаще всего в тестировании, недостаточно информативен в плане прогноза, поскольку отражает отклонения в развитии лишь с негативной стороны, не давая представления об отношении дефекта к резервам развития.
Необходимость реализации этих принципов сформировала объективную потребность в создании психологической службы в системе специального образования, нацеленную на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью. На сегодняшний день актуальный подход: от диагностики отбора – к диагностике специфических особенностей психического развития.