Развитие интеллекта в онтогенезе (по Ж.Пиаже).
выделяются две основные стороны процесса развития интеллекта в онтогенезе: 1) обогащение содержания интеллекта (овладение ребенком новыми действиями и качественные изменения этих действий) и 2) смена стадий мыслительной деятельности. Из этого вытекает задача создания двух основных типов диагностических методик, направленных на оценку содержательной стороны развития интеллекта и на определение стадии умственного развития, на которой находится ребенок. Трудность диагностики плана мыслительной деятельности как характеристики стадии умственного развития связана с тем, что план (уровень, форма), в котором у ребенка сформировано то или иное отдельное действие, не является в данном случае показательным. Любой ребенок старшего дошкольного возраста, находящийся, к примеру, на стадии наглядно-образного мышления, одни действия сможет выполнить в словесно-логическом плане, другие — в наглядно-образном, третьи — только в наглядно-действенном, а некоторые действия вообще не сможет выполнить. Исследования, проведенные в русле теории поэтапного формирования умственных действий, показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста можно поэтапно сформировать логические действия на речевом уровне , что, разумеется, не означает перехода этих детей после формирования на стадию словесно-логического мышления. Таким образом, уровень, на котором ребенок владеет тем или иным действием, может как опережать стадию его умственного развития, так и отставать от нее.
Культурная психология.
Культурная психология - это научная поддисциплина, которая рассматривает культуру как одну из определяющих составляющих психологии. Кризис в психологии становится все заметнее и ряд психологов хватаются за культурную психологию как за спасительную соломинку. Культурная психология представляет собой совокупность множества подходов, ни одно из которых не представляют ее в вполне.
В конце XVIII Иоганн Гердер развивая идеи Джамбаста Вико, утверждал, что традиции, неявно выражающиеся в языке и обычаях, и создают то органическое единство, которое дает человеческим группам присущее им ощущение человеческой идентичности. Гердер ввел понятие “Volk” (народ) — сообщества людей, чьи общие язык и исторические традиции формируют умственные процессы его членов и служат сущностным ресурсам его развития. Он полагал, что следует ценить разнообразие народов и явно отстаивал положение, согласно которой каждый народ следует оценивать по его собственным меркам.
В качестве центральных положений культурной психологии Дж. Миллер рассматривает следующие: (1) концентрация внимания на индивидуальной субъективности; (2) культура, психология и опыт взаимосвязаны, но не редуцируются одно к другому; (3) монистический взгляд на культуру и психологию; (4) признание культурного разнообразия психологий; (5) внимание к процессам дискурса и взаимодействия.
Когнитивная психология
Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.
Когнитивная психология выдвигает следующие
1. Основные объекты изучения - познавательные процессы: память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а такжеэмоциональная и волевая сферы личности.
2. Методы исследования - хронометрические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов.
3. Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:
- строгую последовательность в сборе и переработке информации;
- уровневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков;
- избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;
- зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;
- активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.
Направления критики когнитивной психологии
1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи имеют сильное сходство с пониманием характера и специфики познавательных процессов в интроспективной психологии.
2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие взглядов будущим прогнозам.
3. Культура не рассматривается как фактор влияния на развитие познавательных способностей индивида.
В настоящее время в русле когнитивной психологии, претерпевшей кризис, развивается новая исследовательская программа, которая изучает язык как центральную символическую систему, используемую индивидом при решении различных задач.