Основные механизмы коррекционного воздействия (по И. Ялом).
1. Сообщение информации.Получение клиентом в ходе груп. п/кор-и разнообр. сведений об особенностях человеч.поведения, межличностного /действия,конфликта, нервно-психического здоровья и т.д. Выяснение причин возникновения и развития нарушений, информация о сущности п/коррекции и ходе психокор. процесса, информацион.обмен между участниками группы.
2. Внушение надежды.Появление надежды на успех решения проблемы под влиянием улучшения состояния др.клиентов и собственных достижений. Успешная продвинутая психокоррекция клиента служит остальным в качестве позитивной модели, открывает им оптимистич.перспективы.
3. Универсальность страданий,переживаний и понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции, появлению чув-ва общности и солидарности с другими, повышению с/оценки.
4. Альтруизм- возможность в процессе групповой п/коррекции помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, клиент становится более уверенным в
себе. Он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.
5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы.Клиенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом. Выявление и реконструкция прошлых эмоц.и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их проработки, исходя из актуальной ситуации, когда психолог выступает в роли отца или матери для клиента, а другие участники - в роли братьев, сестер и других членов семьи.
6. Развитие техники межличностного общения.Клиент имеет возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличн.в/действие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить нормы, более конструктивные способы поведения и общения.
7. Имитационное поведение.Клиент может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психологу и др.успешным членам группы.
8. Интерперсональное влияние.Получение новой инфо о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению образа "Я". Возможность возникновения в группе эмоц.ситуаций, с которыми клиент ранее не мог справиться, их вычленение, анализ и проработка.
9. Групповая сплоченность.Привлекательность группы для ее членов, желание оставаться в группе, чувство принадлежности группе, доверие, принятие группой,
взаимное принятие друг друга, чувство "Мы" группы..
10. Катарсис.Отреагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств.
Общая схема группового занятия.
Групповая психокоррекция может начинаться с наблюдения за крутом. Психолог ведет журнал наблюдений, в котором регистрируются происходящие в группе процессы, записываются основные обсуждаемые темы, вклад каждого участника в обсуждение. Особое внимание обращается на узловые моменты развития группы: смена темы дискуссий, изменение преобладающего эмоционального состояния группы, а также характер вмешательства в эти моменты. После окончания занятия по материалам наблюдений начинается обсуждение, которое занимает около 30 мин. В ходе его рассматриваются основные групповые процессы, а также возможные альтернативные варианты вмешательства психолога и их последствия.
Групповая динамика.
Групповая динамика- это совокупность груп.действий и интеракций, возникающих в результате в/отношений и в/действий членов группы, их деят-ти и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.
В общем виде груп.динамику составляют задачи и нормы группы; ее структура и структура лидерства в группе; групповые роли; сплоченность группы; груп. напряжение.
Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отн-й, установок, особенности поведения другого и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.
Задачи группы определяются общей системой практической работы с людьми, включенными в группу.
Нормы- это принятые правила поведения, руководящие действием участников.Каждая психокор.группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость. Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокор.группы. Во многом выполнение норм поведения зависит от информированности и сплоченности группы.
Процессы груп.динамики можно стимулировать,используя разнообразные технические приемы с целью разнообразия груп. деятельности; устраняя первичную неуверенность членов группы предоставлением ясной, четкой, точной информации; указывая на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из его членов.
Структура группы связана с теми ролями, которые выполняют ее участники, а также тем социометрическим статусом, которым они обладают. По мере развития группы и группового взаимодействия ролевая и статусная структуры могут измениться.
Роли- это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее груп.интересам. Принятая каждым клиентом новая роль помогает психокор.группе выполнять свои основные задачи(роли лидера,эксперта,пассивн.члены группы, «далекие» члены группы) . Эффективная группа нуждается в равновесии положительного и отрицательного. Поддерживающая корригирую.функция группы включает в себя дружеские/ недружеские действия,согласие/несогласие. Чем более гибкими, пластичными будут участники группы в своих ролях, тем более эффективна будет группа в достижении своей конечной цели.
Груп.сплоченность является необходимым условием эффективности груп.п/коррекции. Она выражается в стремлении членов группы остаться в ее рамках,сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы, особая атмосфера, возникающая в ходе кор.деятельности.
Групповое напряжение связано с внутр.напряжением каждого индивида в группе.
В психокор.группах большое значение имеет баланс между сплоченностью и напряжением. Сплоченность является стабилизирующим фактором. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение, наоборот, является фактором побуждающим, оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то в себе изменить. Важно, чтобы эти силы находились в динамическом равновесии, которое контролируется психологом. Он повышает или снижает напряжение.
Психокор.группа проходит след.стадии развития :зависимого поискового поведения, проходит через возникновение, обострение, разрешение внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем.
45. Характеристика личности и специфика подготовки ведущего групп.
Личность-это конкретный человек, взятый в системе его устойч.соц-но обусловленных психолог.характеристик, кот.проявляются в общ. связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Согласно гуманист.психологии, можно выделить следующие личностные характеристики:
1) самосознание (с/познание и с/оценка), когда человек выделяет себя из окруж. мира.
2) сознание непрерывности и тождественности своего «Я»: «Я» – в прошлом, «Я» – сейчас, «Я» – в будущем
3) индивидуальность:
4) Активность;
5) саморегулирование – не только поведения, но и развития личности, постановки цели жизни, осознание смысла жизни. Саморегулирование ведёт к самоактуализации, персонализации, саморазвитию своей личности.
Именно личность психолога (а не уровень его проф.подготовки или его подход) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность работы.Некоторые авторы придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп.
По Ялому психотерапевт может выступать в двух основных ролях:
1.Технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);
2.эталонного участника (считается, что в этом случае груп.психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики соц.научения через достижение группой независ-ти и сплоченности).
Согласно С. Кратохвилу можно выделить пять основных ролей ведущего группы:
1.активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун); 2.аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью); 3.комментатор; 4.посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его); 5.член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).
Стили руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личност. особенностями.
Согласно классич.классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Директивный п/терапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный п/терапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и классификации".