Принципы гуманистич.психологии как методологическая основа ПКР
Принципы гуманистич.психологии как методологическая основа ПКР
ПКР опирается на принципы гуман.псих-ии.Данное направ-е рассматривает личность как некоторое психол.образование, возникающее в процессе жизнедеят-ти чел-ка в общ-ве, как продукт развития человеч. опыта, усвоения общественных форм поведения.
Методологические принципы и положения гуман. направ-я сводятся к следующему:– человек целостен и должен изучаться в его целостности;
– каждый человек уникален;
– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психол. реальность;
– челов.жизнь д.рассмат-ся как един. процесс становления и бытия человека;
– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и с/реализации, которые являются частью его природы;
– человек обладает определенной степенью свободы от внеш. детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руковод-ся в своем выборе;
– человек есть активное, творческое существо
Исходя из приципов гуманстич.психологии психолог должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоят-но. В процессе работы клиент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою самооценку,
Гуманистические методы в п/коррекции основаны на идее о том, что психические расстройства являются продуктом самообмана. Специалист в области психокоррекции помогает клиенту относится к себе и своим жизненным ситуациям с большим пониманием, терпимостью и благорасположением
Фундаментальный принцип гуманист.методов п/ коррекции заключается в том, что если пациенты достигнут этой цели, то они смогут полностью раскрыть свой человеч.потенциал и найти свое место в жизни.
По принципам гуманист.психологии, человек -существо прирожденно активное, борющееся, самоутверждающийся, повышающий свои возможности, с почти безграничной возможностью к позитивному росту. Поэтому психол.воздействие (методы) направлено на личностный рост клиента.
Цели и задачи КРР
КРР – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
КРР- пед., психол.мероприятия (воздействия), способствующие полноцен. развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.
Осн.цель КРР- способствовать оптимальн.псих.и личност.развитию ребенка, раскрытию его потенциальных возм-тей с учетом индивид-ти и взраста.
Осн.задача КРР- п/коррек-я отклонений в псих. и личност.развитии ребенка на основе созд-я благоприятн.психолого-педагогич.условий для реализации имеющихся у ребенка возможностей.
Цели КРР в заруб.психологии:
-восстановление целостности личности;
- обогащение и изменение сред.воздействий;
-научение новым видам деятельности.
Цели и задачи КРР в отеч.практике:
- оптиматизация ССС;
- формир-е возрастных психол.новообразований;
- развитие дефицитарных видов деят-ти ребенка.
Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Принципы проведения КРР
КРР – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
КРР- пед., психол.мероприятия (воздействия), способствующие полноцен. развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.
КРР строится на след.принципах:
-принцип единства диагностики и коррк-ции;
- принцип нормативности развития (ССР, Психол.новообраз-я, ВД)
- принцип «сверху вниз»: ориентирована на завтрашн.день развития;
- принцип «снизу-вверх»: управление и тренировка уже имеющих способ-тей и кач-в;
- принцип системности развития псих.деят-ти (предполагает понимание человека как целостной системы);
-деятельност.принцип (опора работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка);
- принцип инд.о-дифференцирован. подхода( предполагает изменения, форм и способов ККР в зависимости от инд.особенностей ребенка)
принцип гуманизма (веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного).
- принцип реальности (предполагает, учет реальных возможностей ребенка и ситуации,КРР должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка)
Виды кор.работы с детьми.
1. По характеру направленностивыделяют коррекцию:
· симптоматическая(предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, кот.мешают перейти к коррекции каузального типа);
· каузальная(направлена на источники и причины отклонений. Дан.вид более длителен по времени, требует значит.усилий, однако более эффективен по сравнению с симптомат.коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психолог.стр-ру нарушений).
2. По содержаниюразличают коррекцию:
· познавательной сферы;· личности;· аффективно-волевой сферы;· поведенческих аспектов;· межличностных отношений;· внутригрупповых взаимоотношений (семейных,супружеских,коллективных)· детско-родительских отношений.
3. По форме работыс клиентом различают коррекцию;
· индивидуальную;
· групповую:
· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
· смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
· программированную;
· импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
· директивную;
· недирективную.
6. По продолжительности:
· сверхкороткую (сверхбыструю)длится мин,часы; направлена на разрешение актуальных изолиров.проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
· короткую (быструю) длится несколько часов и дней;
· длительную(месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем; прораб-тся множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер).
· сверхдлительную (может продолжаться годы и затрагивает сферы сознат.и бессознат-го. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний;эффект развивается постепенно, носит длительный характер)
7. По масштабу решаемых задачразличают психокоррекцию:
· общую(подразум-ся мероприятия общекор.порядка, нормализующие спец.микросреду клиента, регулирующие психофиз., эмоц.нагрузки в соответствии с возраст.и инд. возможностями, оптимизирующими процессы созревания псих. св-в у личности);
· частную(набор психолого-пед.воздействий, представляющих собой адаптированные для дет.и подростк.возраста психокор.приемы и методики,спец-но разработанные системы психокор.мероприятий, основанных на вед.видах деят-ти для опр.возраста )
· специальную(комплекс приемов, методик и организ.форм работы с клиентом, явл-ся наиболее эффект-ми для достижения конкрет.задач формир-я личности, отдельных ее св-в или псих.функций, проявляющихся в отклоняющ.поведении и затруднен.адаптации).
Требования к составлению ПК программ.
При составлении психокор. программы необходимо учитывать следующие моменты: - четко формулировать цели кор.работы; - определить круг задач, которые конкретизируют цели кор.работы; - выбрать стратегию и тактику проведения кор.работы(план действий); - четко определить формы работы (инд., груп. или смешанная) с клиентом; - отобрать методики и техники кор.работы; -определить общее время, необходимое для реализации всей кор.программы; - определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в нед, 2 раза в нед, 1 раз в две нед и т.д.); - определить длительность каждого кор.занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключит.этапе); - разработать кор.программу и определить содержание кор.занятий; - планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.); - реализовать кор.программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода кор.работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу); - подготовить необход.материалы и оборудование. По завершении кор. мероприятий составляется психолог.или психолого-пед.заключение о целях, задачах и рез-тах реализованной кор.программы с оценкой ее эффективности. Кор.программа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков , а как целостная осмысленная деят-ть, органически вписывающая в систему повседневных жизненных отношений. При разработке следует отличать трудности адаптации, возникающие вследствии отклонений в развитии или нарушении деят-ти, возникающими у самого клиента, от тех нарушений, которые хар-ют жизненную среду личности.
Психоанализ 3. Фрейда.
Психоанализ –это направ-е в психологии , главной задачей которого явл-ся доведение до сознания клиента конфлик.ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознат. влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознат.импульсов и самой конфликтной ситуации - путь решения этих конфликтов.
Согласно концепции З.Фрейда психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой - "Оно"находится за пределами сознания. В нем сосред-ны различ. биол.влечения и страсти, прежде всего сексуал.хар-ра, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" чел-ка. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" - это идеалы и нормы общ-ва, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Т.о, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.Фрейд считал, что п/анализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов.
В основе психоаналит.коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Исходя из такого понимания человеч.поведения, основной целью коррекции выступает помощь клиенту в понимании и осознании им причин его плохого приспособления к реальности и оказание ему помощи в возм-ти адаптации к ней.
Т.о, кор.работа психоаналитика строится в двух осн. направ-ях:
1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных мех-мов, способов поведения) и принятие клиентом адекват.и реалистич. интерпретации.
2. Работа с клиентом по усилению его Эго для построения более реалист. поведения.
З. Фрейд представил бессознательное как могуществ.силу, кот.противостоит сознанию.
Классический п/анализ включает в себя пять базисных техник:
1. Метод свобод.ассоциаций.(психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания)
2. Толк-е (интерпретация) сновидений(сновидения в п/анализе-это не только иллюстрация подавлен.переж-й, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму)
3. Интерпретация(представляет собой разъяснение неясн.или скрыт.для клиента значения некот.аспектов его переж-я или повед-я.При этом неосозн.феномены стан-ся осозн-ми).
4. Анализ сопротивления(обеспеч-е осознание клиентом своих защит.мех-мов и принять необход.конфронтацию по отн-ю к ним, учитывая, что сопротивление Эго является главной помехой осознания личных проблем)
5. Анализ переноса(смысл состоит в обнаружении подлинных психоэмоц.основ, зафиксированных форм повед-я, интерпрет-ции их и тем самым помощи в их проработке и изживании.)
Когнитивное направление.
Когнитив.психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнит.п/коррекции осн.внимание уделяется познават. структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности:
1)Осн.вним-е уделяется не прошлому клиента, а его настоящему -мыслям о себе и о мире 2)В основе кор-ии лежит научение новым способам мышления. 3)Широкое применение системы д/з, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия. 4)Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире. В когнитивном подходе можно выделить два направления: 1.Когнитивно-аналитическое. 2. Когнитивно-поведенческое. Основная задача - создание модели психол.проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно. Задачей психолога -выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления. Основные этапы работы с клиентом: 1. Диагностический этап. Знакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное с клиентом формулирование его проблем. 2. Активный этап. Задача данного этапа - научить клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения. 3. Перерыв. В течение 2-3 мес. клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни. 4. Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов. Целями когнитивной психокоррекции являются: - исправления ошибочной переработки информации; - помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.Позиция психолога достаточно директивная, он - учитель, наставник. Когнит. п/кор-я предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного или когнитивного развития личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышлении и научиться альтернативным, более реалистичным способам формулирования своего опыта. Конечной целью является устранение систематических предубеждений в мышлении клиента.
Гештальттерапия Ф. Перлза.
Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.3. Среднюю - фантазии, верования, отношения. По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей. В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Проекция - прямая противоположность интроекции. Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Дефлексия - уклонение от реального контакта. Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальткоррекции.
Групповая динамика.
Групповая динамика- это совокупность груп.действий и интеракций, возникающих в результате в/отношений и в/действий членов группы, их деят-ти и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.
В общем виде груп.динамику составляют задачи и нормы группы; ее структура и структура лидерства в группе; групповые роли; сплоченность группы; груп. напряжение.
Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отн-й, установок, особенности поведения другого и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.
Задачи группы определяются общей системой практической работы с людьми, включенными в группу.
Нормы- это принятые правила поведения, руководящие действием участников.Каждая психокор.группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость. Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокор.группы. Во многом выполнение норм поведения зависит от информированности и сплоченности группы.
Процессы груп.динамики можно стимулировать,используя разнообразные технические приемы с целью разнообразия груп. деятельности; устраняя первичную неуверенность членов группы предоставлением ясной, четкой, точной информации; указывая на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из его членов.
Структура группы связана с теми ролями, которые выполняют ее участники, а также тем социометрическим статусом, которым они обладают. По мере развития группы и группового взаимодействия ролевая и статусная структуры могут измениться.
Роли- это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее груп.интересам. Принятая каждым клиентом новая роль помогает психокор.группе выполнять свои основные задачи(роли лидера,эксперта,пассивн.члены группы, «далекие» члены группы) . Эффективная группа нуждается в равновесии положительного и отрицательного. Поддерживающая корригирую.функция группы включает в себя дружеские/ недружеские действия,согласие/несогласие. Чем более гибкими, пластичными будут участники группы в своих ролях, тем более эффективна будет группа в достижении своей конечной цели.
Груп.сплоченность является необходимым условием эффективности груп.п/коррекции. Она выражается в стремлении членов группы остаться в ее рамках,сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы, особая атмосфера, возникающая в ходе кор.деятельности.
Групповое напряжение связано с внутр.напряжением каждого индивида в группе.
В психокор.группах большое значение имеет баланс между сплоченностью и напряжением. Сплоченность является стабилизирующим фактором. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение, наоборот, является фактором побуждающим, оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то в себе изменить. Важно, чтобы эти силы находились в динамическом равновесии, которое контролируется психологом. Он повышает или снижает напряжение.
Психокор.группа проходит след.стадии развития :зависимого поискового поведения, проходит через возникновение, обострение, разрешение внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем.
45. Характеристика личности и специфика подготовки ведущего групп.
Личность-это конкретный человек, взятый в системе его устойч.соц-но обусловленных психолог.характеристик, кот.проявляются в общ. связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Согласно гуманист.психологии, можно выделить следующие личностные характеристики:
1) самосознание (с/познание и с/оценка), когда человек выделяет себя из окруж. мира.
2) сознание непрерывности и тождественности своего «Я»: «Я» – в прошлом, «Я» – сейчас, «Я» – в будущем
3) индивидуальность:
4) Активность;
5) саморегулирование – не только поведения, но и развития личности, постановки цели жизни, осознание смысла жизни. Саморегулирование ведёт к самоактуализации, персонализации, саморазвитию своей личности.
Именно личность психолога (а не уровень его проф.подготовки или его подход) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность работы.Некоторые авторы придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп.
По Ялому психотерапевт может выступать в двух основных ролях:
1.Технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);
2.эталонного участника (считается, что в этом случае груп.психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики соц.научения через достижение группой независ-ти и сплоченности).
Согласно С. Кратохвилу можно выделить пять основных ролей ведущего группы:
1.активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун); 2.аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью); 3.комментатор; 4.посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его); 5.член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).
Стили руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личност. особенностями.
Согласно классич.классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Директивный п/терапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный п/терапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и классификации".
Принципы гуманистич.психологии как методологическая основа ПКР
ПКР опирается на принципы гуман.псих-ии.Данное направ-е рассматривает личность как некоторое психол.образование, возникающее в процессе жизнедеят-ти чел-ка в общ-ве, как продукт развития человеч. опыта, усвоения общественных форм поведения.
Методологические принципы и положения гуман. направ-я сводятся к следующему:– человек целостен и должен изучаться в его целостности;
– каждый человек уникален;
– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психол. реальность;
– челов.жизнь д.рассмат-ся как един. процесс становления и бытия человека;
– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и с/реализации, которые являются частью его природы;
– человек обладает определенной степенью свободы от внеш. детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руковод-ся в своем выборе;
– человек есть активное, творческое существо
Исходя из приципов гуманстич.психологии психолог должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоят-но. В процессе работы клиент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою самооценку,
Гуманистические методы в п/коррекции основаны на идее о том, что психические расстройства являются продуктом самообмана. Специалист в области психокоррекции помогает клиенту относится к себе и своим жизненным ситуациям с большим пониманием, терпимостью и благорасположением
Фундаментальный принцип гуманист.методов п/ коррекции заключается в том, что если пациенты достигнут этой цели, то они смогут полностью раскрыть свой человеч.потенциал и найти свое место в жизни.
По принципам гуманист.психологии, человек -существо прирожденно активное, борющееся, самоутверждающийся, повышающий свои возможности, с почти безграничной возможностью к позитивному росту. Поэтому психол.воздействие (методы) направлено на личностный рост клиента.
Цели и задачи КРР
КРР – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
КРР- пед., психол.мероприятия (воздействия), способствующие полноцен. развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.
Осн.цель КРР- способствовать оптимальн.псих.и личност.развитию ребенка, раскрытию его потенциальных возм-тей с учетом индивид-ти и взраста.
Осн.задача КРР- п/коррек-я отклонений в псих. и личност.развитии ребенка на основе созд-я благоприятн.психолого-педагогич.условий для реализации имеющихся у ребенка возможностей.
Цели КРР в заруб.психологии:
-восстановление целостности личности;
- обогащение и изменение сред.воздействий;
-научение новым видам деятельности.
Цели и задачи КРР в отеч.практике:
- оптиматизация ССС;
- формир-е возрастных психол.новообразований;
- развитие дефицитарных видов деят-ти ребенка.
Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Принципы проведения КРР
КРР – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
КРР- пед., психол.мероприятия (воздействия), способствующие полноцен. развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.
КРР строится на след.принципах:
-принцип единства диагностики и коррк-ции;
- принцип нормативности развития (ССР, Психол.новообраз-я, ВД)
- принцип «сверху вниз»: ориентирована на завтрашн.день развития;
- принцип «снизу-вверх»: управление и тренировка уже имеющих способ-тей и кач-в;
- принцип системности развития псих.деят-ти (предполагает понимание человека как целостной системы);
-деятельност.принцип (опора работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка);
- принцип инд.о-дифференцирован. подхода( предполагает изменения, форм и способов ККР в зависимости от инд.особенностей ребенка)
принцип гуманизма (веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного).
- принцип реальности (предполагает, учет реальных возможностей ребенка и ситуации,КРР должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка)
Виды кор.работы с детьми.
1. По характеру направленностивыделяют коррекцию:
· симптоматическая(предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, кот.мешают перейти к коррекции каузального типа);
· каузальная(направлена на источники и причины отклонений. Дан.вид более длителен по времени, требует значит.усилий, однако более эффективен по сравнению с симптомат.коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психолог.стр-ру нарушений).
2. По содержаниюразличают коррекцию:
· познавательной сферы;· личности;· аффективно-волевой сферы;· поведенческих аспектов;· межличностных отношений;· внутригрупповых взаимоотношений (семейных,супружеских,коллективных)· детско-родительских отношений.
3. По форме работыс клиентом различают коррекцию;
· индивидуальную;
· групповую:
· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
· смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
· программированную;
· импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
· директивную;
· недирективную.
6. По продолжительности:
· сверхкороткую (сверхбыструю)длится мин,часы; направлена на разрешение актуальных изолиров.проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
· короткую (быструю) длится несколько часов и дней;
· длительную(месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем; прораб-тся множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер).
· сверхдлительную (может продолжаться годы и затрагивает сферы сознат.и бессознат-го. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний;эффект развивается постепенно, носит длительный характер)
7. По масштабу решаемых задачразличают психокоррекцию:
· общую(подразум-ся мероприятия общекор.порядка, нормализующие спец.микросреду клиента, регулирующие психофиз., эмоц.нагрузки в соответствии с возраст.и инд. возможностями, оптимизирующими процессы созревания псих. св-в у личности);
· частную(набор психолого-пед.воздействий, представляющих собой адаптированные для дет.и подростк.возраста психокор.приемы и методики,спец-но разработанные системы психокор.мероприятий, основанных на вед.видах деят-ти для опр.возраста )
· специальную(комплекс приемов, методик и организ.форм работы с клиентом, явл-ся наиболее эффект-ми для достижения конкрет.задач формир-я личности, отдельных ее св-в или псих.функций, проявляющихся в отклоняющ.поведении и затруднен.адаптации).