Висконсинский нейропсихологический тест классификаций - Wisconsin Card Sorting Test (WCST)
Требования задания
Висконсинский нейропсихологический тест сортировки карточек.
• Определение того, какая категория правильна
– Идентификация трех возможных категорий: цвет количество, форма.
– Переключение от одной к другой до тех пор пока не будет найдена правильная.
• Сохранение ответов в пределах этой категории без переключения наборов.
• Пересмотр стратегии, основываясь на внешней обратной связи.
Что измеряет WCST?
Оценка индивидуальной способности повторно образовывать, сохранять и менять категории.
• Решение проблем.
• Тестирование гипотез.
• Гибкость ума.
• Сохранение набора.
• Торможение.
• Ответ на внешнюю обратную связь.
• Персеверация мышления:
– Персеверация - неспособность остановить поведение, если оно началось.
– Повторение ответа, повторное реагирование после прекращения исходного стимула.
ЧикагскийТестБеглостиРечи (Chicago Word Fluency Test-CWFT)
• Чикагский Тест Беглости Речи используется для измерения символической вербальной «беглости» речи индивидуума.
• Испытуемые должны написать так много различных слов, начинающихся с буквы С, сколько смогут в течение 5 минут и, затем так много одиночных слов, состоящих из четырех букв, начинающихся с К, сколько смогут в течение 4-х минут.
– Есть также устный вариант теста.
• Общее количество произведенных ‘С’ и ‘К’ слов, минус число нарушений правил и повторных ответов, дает меру устной беглости пациентов.
• Ошибки написания и социально несоответствующие слова отмечаются, но не вычитаются из этой меры.
69) Нейропсихологические тесты и их особенности. Шкала памяти Векслера. Тест сложная фигура Рея–Остерица. Блоки Корси.
Нейропсихологическое тестирование в основном интересуется двумя аспектами:
1. Функциональная целостность: действительно ли некоторая специфическая функция не повреждена
– Примеры: кратковременная/долговременная память, речь, внимание, сенсорное различение, моторная активность.
2. Локализация: Действительно ли некоторая определенная нейроанатомическая область мозга функционально не повреждена.
Некоторые сложности
• Функция и область не имеют непосредственной картографии (взаимнооднозначного соответствия).
– Много функций можно затронуть повреждениями во многих многочисленных несоизмеримых местоположениях.
– Много мозговых областей частично обслуживают большое количество функций.
• Функции мозга в чистом виде не разбиваются на легко-определимые функциональные категории.
– Ни внимание, ни речь, ни память, ни зрение (и т.д.) не являются действительно унитарными функциями: каждая может быть разложена на множество (иногда не интуитивных) подфункций.
• Функциональные упрощения и частичные отношения между функцией и областью и отношениями между этими двумя сущностями могут быть материализованы (в наших представлениях).
– Частичные корреляции, маскирующиеся под определенные факты.
– Подтверждающие свидетельства накопляются без взвешивания опровергающих свидетельств, от чего вещи кажутся более определенными, чем они являются при ближайшем рассмотрении.
Шкала памяти Векслера
• Шкала памяти Векслера состоит из серии методик.
• Получаемые с их помощью результаты суммируются, при этом учитывается специальная поправка на возраст.
• Исследователь получает возможность оценить память по данным эксперимента не только с помощью суммарных показателей, но и по разбросу, по отклонению результатов выполнения отдельных заданий от каких-то средних величин.
• Шкала памяти лишена одного из серьезных недостатков, присущих многим психометрическим тестам для исследования интеллекта:
– в ней исследователь имеет дело со сравнительно однородным в информативном отношении материалом.
Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик-субтестов.
– Исследование по ним проводится в один прием и регистрируется на специальном бланке.
• I субтест заключается в проверке знания обследуемым личных и общественных данных (6 баллов).
• II субтест - определение ориентировки (5 баллов).
• III субтест - психический контроль - 3 задания (9 баллов).
• IV субтест направлен на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух рассказов (23 балла).
• V субтест - воспроизведение цифр в прямом и обратном порядке (15 баллов).
• VI субтест - визуальная репродукция (14 баллов).
• VII субтест - парные ассоциации.