Бланк незаконченных предложений Роттера (1950)

- Разработан как методика отбора в отношении одного конструкта: общей эмоциональной приспособленности.

- Измеряется на основе оценки параметров вектора интернальности – экстернальности (вектор рефлексии).

- Это хорошо стандартизированный тест, который требует от испытуемых закончить 40 коротких предложений, «выражая свои искренние мнения».

• Три формы: высшая школа, колледж, для взрослых.

• 40 незаконченных предложений обычно 1-2 слова длиной.

• Занимает 20-25 минут.

Надежность и валидность RISB

• Использование направленных начальных частей дает возможность недвусмысленно исследовать испытуемого на локус контроля (внутреннего/внешнего), интересы, пристрастия, надежды, страхи и др.

• Каждый ответ оценивается по 7-бальной шкале, причем более высокие оценки показывают большую степень неумения приспособиться к окружающей обстановке.

– Система подсчета хорошо определена и как результат…

• Тест имеет хорошую внутреннюю надежность (около 0.90).

• Альфа Конбаха = 0.69.

• Надежность тест-повтор теста после:

– 1-2 недель близка к 0.80;

– нескольких месяцев - 0.50;

– 3-х лет - 0.38.

• Исследования валидности в основном поддерживают идею того, что тест действительно измеряет приспособление.

Экспрессивные проективные тесты

• Тест Дом-Дерево-Человек (Бук, 1948) и Рисунок человека (Маховер, 1949):

• Испытуемого просят нарисовать...

• Оценка осуществляется по многим аспектам:

– абсолютный и относительный размер элементов;

– выпадения, детализация, акценты, исправления (особенно частей тела);

– вербализация в процессе рисования;

– размер и расположение фигур на странице;

– количество нарисованного действия;

– систематизация в выполнении задания;

– проработка теней.

Тест Дом-Дерево-Человек

• Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г.

– Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

• Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека.

– Затем проводят детально разработанный опрос.

• Выбор предметов для рисования обосновывается тем, что:

– они знакомы каждому обследуемому,

– наиболее удобны как объекты для рисования и

– стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

65) Проблемы и оценка проективных методик.

Проблемы с проективными тестами

• Люди имеют тенденцию преувеличивать частоту корреляций с тем, во что они верят,

– т.е. преувеличивают частоту ассоциаций, т.е. путают корреляцию с семантической ассоциацией.

• Эту путаницу очень трудно изменить.

– Она сохраняется даже если реальная корреляция отрицательна, или когда существуют денежная награда за аккуратные оценки корреляции.

• «Чувства подвержены ошибкам…клинические решения должны постоянно проверяться с помощью объективных мер».

Проблема двойной проекции

• «Объективность в человеческих взаимоотношениях невозможна.

• Терапевты воздействуют на поведение и чувства пациентов, а пациенты влияют на терапевтов.

– Когда результаты показывают, что пациент «враждебный», в интересах баланса следует отметить, что терапевт «параноидальный».

– Если терапевт называет пациента «защищающимся», существует возможность, что пациент назовет терапевта «агрессивным».

• Обе возможности должны быть отмечены в таблице, поскольку обе являются равновероятными».

66) Проективные методики, их классификация, область применения.

Проективные методики

• От лат. projectio – выбрасывание вперед –совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

• Понятие проекции для обозначения этих методик впервые использовано американским психологом Лоуренсом Франком (1939).

– Название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.

• Метод характеризуются созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.

• За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.

• Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.

• Метод обеспечивается совокупностью проективных методик, среди которых

различают:

– ассоциативные

– интерпретационные

– экспрессивные

Группы проективных методик

1. Конститутивные– структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

2. Конструктивные– создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест мира);

3. Интерпретативные– истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);

4. Катартические– осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

5. Экспрессивные– рисование на свободную или заданную тему («Дом – Дерево – Человек»);

6. Импрессивные– предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест выбора цвета Люшера);

7. Аддитивные– завершение предложения, рассказа, истории (методики «Завершение предложения»).

Проективные методы являются достаточно эффективным средством диагностики, при условии их обдуманного применения в сочетании с опросными методами. Это позволяет проводить диагностику по двум направлениям: первое — определение мотивов, личностных черт, особенностей взаимоотношений и других составляющих личности, осознаваемых испытуемым и доступным для самоотчёта; второе — диагностика бессознательной сферы, оценка факторов, не осознаваемых или подавляемых испытуемым, недоступным для самоотчёта.

67) Специфика нейропсихологического тестирования. Основные особенности нейропсихологических тестов.

Наши рекомендации