Бланк незаконченных предложений Роттера (1950)
- Разработан как методика отбора в отношении одного конструкта: общей эмоциональной приспособленности.
- Измеряется на основе оценки параметров вектора интернальности – экстернальности (вектор рефлексии).
- Это хорошо стандартизированный тест, который требует от испытуемых закончить 40 коротких предложений, «выражая свои искренние мнения».
• Три формы: высшая школа, колледж, для взрослых.
• 40 незаконченных предложений обычно 1-2 слова длиной.
• Занимает 20-25 минут.
Надежность и валидность RISB
• Использование направленных начальных частей дает возможность недвусмысленно исследовать испытуемого на локус контроля (внутреннего/внешнего), интересы, пристрастия, надежды, страхи и др.
• Каждый ответ оценивается по 7-бальной шкале, причем более высокие оценки показывают большую степень неумения приспособиться к окружающей обстановке.
– Система подсчета хорошо определена и как результат…
• Тест имеет хорошую внутреннюю надежность (около 0.90).
• Альфа Конбаха = 0.69.
• Надежность тест-повтор теста после:
– 1-2 недель близка к 0.80;
– нескольких месяцев - 0.50;
– 3-х лет - 0.38.
• Исследования валидности в основном поддерживают идею того, что тест действительно измеряет приспособление.
Экспрессивные проективные тесты
• Тест Дом-Дерево-Человек (Бук, 1948) и Рисунок человека (Маховер, 1949):
• Испытуемого просят нарисовать...
• Оценка осуществляется по многим аспектам:
– абсолютный и относительный размер элементов;
– выпадения, детализация, акценты, исправления (особенно частей тела);
– вербализация в процессе рисования;
– размер и расположение фигур на странице;
– количество нарисованного действия;
– систематизация в выполнении задания;
– проработка теней.
Тест Дом-Дерево-Человек
• Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г.
– Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.
• Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека.
– Затем проводят детально разработанный опрос.
• Выбор предметов для рисования обосновывается тем, что:
– они знакомы каждому обследуемому,
– наиболее удобны как объекты для рисования и
– стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
65) Проблемы и оценка проективных методик.
Проблемы с проективными тестами
• Люди имеют тенденцию преувеличивать частоту корреляций с тем, во что они верят,
– т.е. преувеличивают частоту ассоциаций, т.е. путают корреляцию с семантической ассоциацией.
• Эту путаницу очень трудно изменить.
– Она сохраняется даже если реальная корреляция отрицательна, или когда существуют денежная награда за аккуратные оценки корреляции.
• «Чувства подвержены ошибкам…клинические решения должны постоянно проверяться с помощью объективных мер».
Проблема двойной проекции
• «Объективность в человеческих взаимоотношениях невозможна.
• Терапевты воздействуют на поведение и чувства пациентов, а пациенты влияют на терапевтов.
– Когда результаты показывают, что пациент «враждебный», в интересах баланса следует отметить, что терапевт «параноидальный».
– Если терапевт называет пациента «защищающимся», существует возможность, что пациент назовет терапевта «агрессивным».
• Обе возможности должны быть отмечены в таблице, поскольку обе являются равновероятными».
66) Проективные методики, их классификация, область применения.
Проективные методики
• От лат. projectio – выбрасывание вперед –совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.
• Понятие проекции для обозначения этих методик впервые использовано американским психологом Лоуренсом Франком (1939).
– Название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.
• Метод характеризуются созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.
• За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.
• Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.
• Метод обеспечивается совокупностью проективных методик, среди которых
различают:
– ассоциативные
– интерпретационные
– экспрессивные
Группы проективных методик
1. Конститутивные– структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
2. Конструктивные– создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест мира);
3. Интерпретативные– истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);
4. Катартические– осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
5. Экспрессивные– рисование на свободную или заданную тему («Дом – Дерево – Человек»);
6. Импрессивные– предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест выбора цвета Люшера);
7. Аддитивные– завершение предложения, рассказа, истории (методики «Завершение предложения»).
Проективные методы являются достаточно эффективным средством диагностики, при условии их обдуманного применения в сочетании с опросными методами. Это позволяет проводить диагностику по двум направлениям: первое — определение мотивов, личностных черт, особенностей взаимоотношений и других составляющих личности, осознаваемых испытуемым и доступным для самоотчёта; второе — диагностика бессознательной сферы, оценка факторов, не осознаваемых или подавляемых испытуемым, недоступным для самоотчёта.
67) Специфика нейропсихологического тестирования. Основные особенности нейропсихологических тестов.