История тестирования интеллекта.
• Некоторые исследователи возражали противвлияния врожденности и предложили заменить
этот термин на - «общую способность кобучению».
• Однако, это не было принято = большинствотеоретиков в настоящее время полагают, чтоконструкт интеллекта является в значительнойстепени независимым от образования.
• Вместе с тем, очень трудно определить, чемявляется конструкт «интеллекта»,
– а, как нам известно, плохо определенные конструктыявляется проблематичными с точки зрения психометрии.
Первые интеллектуальные тесты
• Альфред Бине (1905) предложилпервый современный тестинтеллекта, который прямотестировал высшие психологическиепроцессы (реальные способности ипрактические суждения).
• наименование картин,
• производство рифмы,
• весовое ранжирование,
• ответы на вопросы,
• определение слов.
• Обосновал IQ: умственный«возраст», поделенный нахронологический возраст.
Концепции интеллекта.
Теория Спирмана: g- фактор. Оказала наибольшее теоретическое влияние
Факторно-аналитические модели
• Представляют строение интеллекта каккомплекс умственных способностей(факторов), в той или иной степенинезависимых друг от друга.
• При полной их независимости получаетсятеория
– Множественных интеллектов Гарднера (MI) -1993; 1999.
Синдром саванта
• Чрезвычайный талант в одной области.
– Музыка, искусство, способности к счету и др.
• В остальном умственная отсталость.
Свойства и особенности тестов интеллекта.
• В отечественной психологии исследования интеллекта восновном трактуются в связи с понятием умственногоразвития, включая:
– Особенности психических процессов (мышление и память).
– Характеристики учебной деятельности.
– Показатели творческого мышления.
• Особенности отечественных подходов к разработке тестовумственного развития.
– Особое содержание заданий (соответствие школьным программам).
– Опора на критерий приближения данных к социально-психологическому нормативу (а не к статистической норме).
– Коррекционная направленность тестов (сравните с ПринципамиБине).
Имеет ли IQ значение?
• Терман и Оден (1959) в течение 40 лет проследилиразвитие детей с ультра-высокими IQ ( > 140).
– Одаренные дети имели больший вес при рождении;начали раньше ходить, разговаривать и становитьсязрелыми; их общее здоровье было лучше; они получилибольше заслуг и больше денег.
– Однако, ни один из них не стал супер успешным, типаЭнштейна.
• Некоторые предположили, что положительныезаключения могут происходить благодарявлиянию отбора, поскольку первичный выбор былоснован на учительских оценках.
Творческие способности и одаренность.
Творчество – создание нового
Признаки творческого процесса:
• Бессознательный процесс.– Как правило, наиболее важные моментытворчества не поддаются самонаблюдению.
• Спонтанность, внезапность,независимость от внешних причин.
Одаренность
• Высокий IQ.• Особые способности:– математика, искусство, лидерство.• Может быть распознана в 18 месяцев.• Способность давать новые ответы• Вариативность решений.• Нацеленность на лучшее решение.
Структура интеллектуальной деятельности по Я.А.Пономореву.
• Этапы детского развитияу взрослого человеказакреплены в качествеуровней егоинтеллектуальнойдеятельности:– «вверху» — абстрактное,логическое мышление,«внизу» — интуитивнаядеятельность.
• Процесс творчестватесно связан с этимиуровнями.
Схема центрального звенапсихологического механизматворческого акта поЯ.А.Пономореву
Тестирование творческих способностей.
Концепция креативности
• Модель интеллекта Дж. Гилфорда.
• Конвергентное мышление (схождение)
– актуализируется когда человеку, решающемузадачу, надо на основе множества условийнайти единственно верное решение.
• Дивергентное мышление - идущее вразличных направлениях».
– Допускает варьирование путей решенияпроблемы, приводит к неожиданным выводам ирезультатам.