Две группы этических проблем

• Личностные и профессиональные качества специалистов.

– Уровень квалификации тех, кто создает, распространяет и применяет психодиагностические методики должен быть достаточным.

• Создание, распространение и использование психодиагностических методик.

– Требование ограничения распространения методик.

– Право их приобретения только для лиц имеющих соответствующую квалификацию.

• Обеспечение прав личности индивидов, подвергаемых диагностированию.

– Основное требование обеспечение тайны личности.

– Гарантия психологической безопасности, исключение возможности нанесения человеку вреда (в виде снижения самооценки, повышения тревожности, фрустрации и др.).

Требуемый уровень подготовки пользователей методик

• Минимальный уровень подготовленности требуют тесты достижений.

• Более высокий уровень – групповые тесты интеллекта и некоторые опросники.

• Самый высокий уровень – индивидуальные тесты интеллекта и проективные личностные методики.

Требования к авторам и издателям психодиагностических методик

1. Методики нельзя выпускать для практического применения преждевременно, не получив подтверждения их удовлетворительных психометрических характеристик.

– Это устанавливается в процессе достаточно большого числа теоретико-экспериментальных исследований.

2. При рекламе методики недопустимы какие-либо заявления о ее достоинствах, если для них нет достаточных объективных оснований.

3. Авторы методик должны составлять руководство по использованию, дающее полную информацию относительно:

– процедуры проведения,

– способов анализа и оценки результатов,

– сведения о всех параметрах методики, позволяющие оценить ее достоинства.

4. Авторы методик должны периодически проверять их и рестандартизировать, чтоб предотвратить их устаревание

Репрезентативность, достоверность, валидность и надежность тестов.

Общие требования к тестам

• Однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики.

• Задание процедуры проведения в виде однозначного алгоритма, пригодного для использования пользователем.

• Процедура обработки данных тестирования с использованием статистически обоснованных методов подсчета и стандартизации оценок.

• Наличие указаний на вероятностный уровень статистической достоверности выводов.

• Проверка шкал на надежность и валидность в данной области применения.

• Процедуры, основанные на самоотчете должны иметь средства контроля достоверности результатов

Репрезентативность и достоверность тестовых методик

Связаны с вопросом об объективности проведения психологических измерений.

• Объективность психодиагностики и тестовых показателей достигается с помощью:

– Формирования оптимальной организации диагностики;

– Приобретения опыта получения, обработки и интерпретации тестовых данных;

– Соблюдения критериев достоверности психологического измерения.

• Достоверность психологического измерения определяется валидностью, надежностью и прогностичностью применяемых тестовых методик.

Валидность теста

• Это степень, в которой он измеряет то, для чего он предназначен.

– Валидность – правильность, верность, обоснованность.

– Валидность не единственная мера = существует много возможностей для теста быть успешным или неуспешным.

• Валидность – степень обоснованности измерения психологических качеств, свойств, особенностей, признаков и т.п

Внешняя и внутренняя валидность

• Внешняя - представляет собой меру возможности распространения результатов тестирования на исследуемую группу людей или генеральную совокупность.

– Репрезентативность выборки.

– Перекрестнаявалидизация данных на разных выборках испытуемых.

• Внутренняя - является мерой соответствия тестовых оценок уровню развития измеряемого свойства и характеризует тест с точки зрения его ценности в

отношении достижения определенной практической цели: прогнозирования, диагностики.

• Выделяют много разных видов валидности.

– Классификация в достаточной мере условна, поскольку одни методы и данные могут использоваться для доказательства различных типов валидности.

Виды валидности

• Концептуальная (теоретическое обоснование возможности измерения исследуемого свойства с помощью данного психодиагностического средства или метода).

• Содержательная (характеризуется степенью представленности в заданиях методики содержания измеряемой области психических функций).

– Тест должен охватывать всю область изучаемого поведения.

• Конструктная (определяется тем насколько результаты теста могут быть рассмотрены в качестве меры исследуемого психологического конструкта (фактора или свойства).

• Операционная– отражает (в модельном плане) степень представленности реальных операционных условий психической деятельности в конкретных экспериментальных операциях, выполняемых испытуемыми в заданиях психодиагностической методики.

• Эмпирическая– совокупность сравнительных характеристик теста, полученная статистическими способами оценивания.

Надежность теста

• Оценки одного и того же человека по одному и тому же тесту, предъявленному дважды, будут отличны и похожи.

• Надежность теста это характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость или стабильность результатов, полученных при помощи данной методики к действию посторонних случайных факторов.

• Надежность- это та степень, в какой можно полагаться на тест в достоверности измерения = мера устойчивости/вариативности при изменении обстоятельств или получении различных наборов одинаковых данных.

Наши рекомендации