Две группы этических проблем
• Личностные и профессиональные качества специалистов.
– Уровень квалификации тех, кто создает, распространяет и применяет психодиагностические методики должен быть достаточным.
• Создание, распространение и использование психодиагностических методик.
– Требование ограничения распространения методик.
– Право их приобретения только для лиц имеющих соответствующую квалификацию.
• Обеспечение прав личности индивидов, подвергаемых диагностированию.
– Основное требование обеспечение тайны личности.
– Гарантия психологической безопасности, исключение возможности нанесения человеку вреда (в виде снижения самооценки, повышения тревожности, фрустрации и др.).
Требуемый уровень подготовки пользователей методик
• Минимальный уровень подготовленности требуют тесты достижений.
• Более высокий уровень – групповые тесты интеллекта и некоторые опросники.
• Самый высокий уровень – индивидуальные тесты интеллекта и проективные личностные методики.
Требования к авторам и издателям психодиагностических методик
1. Методики нельзя выпускать для практического применения преждевременно, не получив подтверждения их удовлетворительных психометрических характеристик.
– Это устанавливается в процессе достаточно большого числа теоретико-экспериментальных исследований.
2. При рекламе методики недопустимы какие-либо заявления о ее достоинствах, если для них нет достаточных объективных оснований.
3. Авторы методик должны составлять руководство по использованию, дающее полную информацию относительно:
– процедуры проведения,
– способов анализа и оценки результатов,
– сведения о всех параметрах методики, позволяющие оценить ее достоинства.
4. Авторы методик должны периодически проверять их и рестандартизировать, чтоб предотвратить их устаревание
Репрезентативность, достоверность, валидность и надежность тестов.
Общие требования к тестам
• Однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики.
• Задание процедуры проведения в виде однозначного алгоритма, пригодного для использования пользователем.
• Процедура обработки данных тестирования с использованием статистически обоснованных методов подсчета и стандартизации оценок.
• Наличие указаний на вероятностный уровень статистической достоверности выводов.
• Проверка шкал на надежность и валидность в данной области применения.
• Процедуры, основанные на самоотчете должны иметь средства контроля достоверности результатов
Репрезентативность и достоверность тестовых методик
Связаны с вопросом об объективности проведения психологических измерений.
• Объективность психодиагностики и тестовых показателей достигается с помощью:
– Формирования оптимальной организации диагностики;
– Приобретения опыта получения, обработки и интерпретации тестовых данных;
– Соблюдения критериев достоверности психологического измерения.
• Достоверность психологического измерения определяется валидностью, надежностью и прогностичностью применяемых тестовых методик.
Валидность теста
• Это степень, в которой он измеряет то, для чего он предназначен.
– Валидность – правильность, верность, обоснованность.
– Валидность не единственная мера = существует много возможностей для теста быть успешным или неуспешным.
• Валидность – степень обоснованности измерения психологических качеств, свойств, особенностей, признаков и т.п
Внешняя и внутренняя валидность
• Внешняя - представляет собой меру возможности распространения результатов тестирования на исследуемую группу людей или генеральную совокупность.
– Репрезентативность выборки.
– Перекрестнаявалидизация данных на разных выборках испытуемых.
• Внутренняя - является мерой соответствия тестовых оценок уровню развития измеряемого свойства и характеризует тест с точки зрения его ценности в
отношении достижения определенной практической цели: прогнозирования, диагностики.
• Выделяют много разных видов валидности.
– Классификация в достаточной мере условна, поскольку одни методы и данные могут использоваться для доказательства различных типов валидности.
Виды валидности
• Концептуальная (теоретическое обоснование возможности измерения исследуемого свойства с помощью данного психодиагностического средства или метода).
• Содержательная (характеризуется степенью представленности в заданиях методики содержания измеряемой области психических функций).
– Тест должен охватывать всю область изучаемого поведения.
• Конструктная (определяется тем насколько результаты теста могут быть рассмотрены в качестве меры исследуемого психологического конструкта (фактора или свойства).
• Операционная– отражает (в модельном плане) степень представленности реальных операционных условий психической деятельности в конкретных экспериментальных операциях, выполняемых испытуемыми в заданиях психодиагностической методики.
• Эмпирическая– совокупность сравнительных характеристик теста, полученная статистическими способами оценивания.
Надежность теста
• Оценки одного и того же человека по одному и тому же тесту, предъявленному дважды, будут отличны и похожи.
• Надежность теста это характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость или стабильность результатов, полученных при помощи данной методики к действию посторонних случайных факторов.
• Надежность- это та степень, в какой можно полагаться на тест в достоверности измерения = мера устойчивости/вариативности при изменении обстоятельств или получении различных наборов одинаковых данных.