Билет 22. Семиозис, понятие и структура. Семиотические подходы Морриса и Грайса.

Семиозис – процесс формирования знака или знаковой системы. Согласно Моррису, существует три измерения семиозиса: синтактика, которая направлена на изучение отношений между знаками, закономерности их сочетания и композиции в языковых конструкциях; семантика, рассматривающая отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, анализирующая отношения и смысл знаков; и прагматика, изучающая отношения «человек-знак» и ставящая в фокус внимания практические аспекты использования знаков, знаковых систем, языков в процессе коммуникации.

Каждый из компонентов отвечает за особую сферу отношений между знаками и некоторыми иными объектами.

Синтактика посвящена изучению закономерностей построения знаковых систем, их синтаксиса, т. е. структуры сочетания знаков, правил образования и преобразования этих сочетаний безотносительно к их значениям.

Семантика имеет дело с отношениями мира знаков к объектному миру, к тому, что они означают, к объектам, к которым они применяются. Она изучает законы образования и функционирования смыслов в опосредованных знаками социальных взаимодействиях. Важнейшая задача семантического измерения семиозиса – передать верное значение объекта, используя адекватное имя.

Прагматика направлена на изучение отношений между знаками и их пользователями – людьми и социальными общностями. Прагматические правила определяют условия, в соответствии с которыми знаковые единицы воспринимаются и функционируют как знаки. Прагматика показывает, каким образом субъекты ком-ции интерпретируют знаки, как они используют семиотические средства в различных ситуациях, как их установки, оценки и эмоциональные состояния влияют на отбор и применение языковых конструктов.

Эти три компонента образуют, согласно концепции М., единую систему – язык. Язык – это совокупность знаков, функционирующая в соответствии с семантическими, синтаксическими и прагматическими правилами.

Чтобы ком-ция состоялась и была эффективной, необходимо, чтобы ее субъекты умели использовать синтаксические, семантические и прагматические правила, принятые в данном обществе.

Формула эффективной вербальной ком-ции Грайса. Вклад спикера в вербальную ком-цию должен быть достаточным по количеству, удовлетворительным по качеству, релевантным по структуре и адекватным по способу ком-ции.

Категория количества связана с той формулой, что вклад субъекта в ком-цию по объему информации не должен быть ни чрезмерно ограниченным, ни искусственно избыточным. Это относится как к содержанию информации, так и к характеру ее подачи.

Категория качества требует, чтобы содержание соответствовало намерению источника. Это означает, что нужно говорить правду в плане соответствия цели (если нужна ложка, то не просите вилку).

Категория релевантности требует, чтобы структурные компоненты сообщения, их последовательность не искажали смысла.

Категория способа требует, чтобы средства были адекватны задачам ком-тора.

Билет 23. Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.

Типология знаков. Типология знаков Пирса - см билет 19.

Парадигма и синтагма – см билет 16.

Билет 24.Понятие кода. Типология кодов.

Коды – правила организации знаков, система определенных норм, с помощью которых информация представляется в знаковом виде. В более узком плане коды – способы организации синтагм из парадигм.

Коды одновременно являются способами организации знаков и регуляторами поведения. Все виды кодов выполняют функцию организации системных значений и имеют следующие характеристики:

1)они функционируют на основании некоторой единой парадигмы;

2)коды определяются конвенционально, т. е. опираются на соглашения пользователей;

3)коды транслируются о каналам ком-ции;

4)коды являются производными от культуры социальной общности, при этом коды и культура находятся в непрерывной прямой и обратной связи, т. е. влияют друг на друга.

Типология кодов.

1.Критерий характера парадигм

1)аналоговые;

2)разделительные.

Аналоговые коды работают с непрерывными парадигмами. Разделительные коды опираются на дискретные парадигмы.

Аналоговые коды не разделяются четко на отдельные, дискретные элементы. Разделительные коды отделяют одно значение в парадигме от другого.(напевать мелодию – аналоговый код, записать мелодию нотами – разделительный код)

2.Репрезентационные и презентационные коды.

Эта типология связана не только с функцией кода в процессе знаковой деятельности, но и с функцией организации ком-ции субъекта.

1)репрезентационные коды – коды независимого существования, они заменяют субъекта, способны существовать автономно от него и от социальной ситуации, в которой осуществляется ком-ция. Это коды языка, с помощью которого формируются тексты. Тексты выполняют функции репрезентационных кодов.

2)презентационные коды – это коды-индексы, они не отделяются от ком-тора и ситуации взаимодействия и как правило надежнее всего функционируют в межличностной ком-ции, хотя представлены и в массовой ком-ции.

Невербальная ком-ция опирается на систему презентационных кодов. С помощью этих кодов ком-тор реализует две функции:

- передает индексичную информацию о себе и о своей реакции на ситуацию взаимодействия;

- интерактивное управление аудиторией.

Виды презентационных кодов:

· Телесный контакт;

· Дистанция, степень близости;

· Угол общения;

· Предметные характеристики самопрезентации, аксессуары;

· Движения головой;

· Мимика;

· Жестикуляция;

· Позы;

· Контакт глазами, движения глаз;

· Позиция в геометрическом пространстве;

· Невербальные аспекты речи.

3.Сложные и простые коды

1)Сложные коды – коды, выделяющие, обосабливающие ком-тора. Для овладения ими требуется специальная подготовка. Сложные коды – атрибут профессиональных групп и субкультур. Чем выше профессиональный уровень субъекта, тем сложнее его кодовая система.

2)Простые коды - коды, интегрирующие ком-тора в аудиторию, подчеркивающие общность ком-тора и аудитории. Это коды обыденного сознания и обыденного языка.

Свойства:

- сложные и простые коды выражают архитектонику текста, построение предложений, характеристики и объем словарного запаса;

- простой код ближе к устному взаимодействию и презентационным кодам невербальной ком-ции. Сложный код приемлем для письменной ком-ции, хотя он может быть и устным; подходит для абстрактных репрезентационных ком-тивных форматов;

- простые коды выступают в контактной ком-ции, сложные – в рефереционной функции, когда требуется точная передача информации;

- сложные коды для своего освоения требуют специального обучения, простые коды осваиваются в ходе выработки повседневного опыта.

4.Массовые и специальные коды.

1)Массовые коды относятся к простым кодам, они обращаются к сознанию обществ массового типа, ориентированы на сообщество, а не на индивида, выполняют объединяющую функцию.

2)Специальные коды – коды, употребляемые в рамках профессиональных сообществ, опираются на общий профессиональный или интеллектуальный опыт.

При исполнении специальных кодов акцент делается на различие между группой пользователей кода и остальных субъектов. При исполнении массового кода акцент противоположен, подчеркивание единства общности.

5.Логические и эстетические (условные) коды.

1)Логические коды – коды точных наук, в которых невозможно отклонение, искажение. Они символичны, статичны, безличны, не подвержены культурному влиянию.

2)Условный код мобилен, культурно детерминирован.

Главное отличие между логическим и условным кодом в природе их парадигм. Парадигмы логических кодов однозначны, определены, четкие, организованные. Условные коды имеют открытые парадигмы. Они подвержены конвенции, опираются на переменчивые культуры, на опыт пользователей. Они менее точно определены и способны к изменению. Динамика условного кода – от меньшинства к большинству, от специального сознания к массовому.

Наши рекомендации