Закон перехода количественных изменений в качественные

1) раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов;

2) ориентируетна поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними.

6. Закон отрицания отрицания

1) дает возможностьпрогнозировать направление развития конфликтов: от простого – к сложному, от низшего – к высшему, от одного – к другому.

7. Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики (раскрывает диалектику движения нашего знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания)

Нарушение оптимального соотношения и логики взаимодействия теории, эксперимента и практики в процессе конфликтологического исследования приводит к заметному уменьшению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.

8. Принцип системного подхода (анализируя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня)

ВАЖНО

· выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними,

· взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

Принцип системного подхода

1. Ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта.

2. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появляются сходные положительные или отрицательные моменты, то причины этого следует искать, прежде всего, не в этих элементах, а в самой системе.

Системный подход

1) направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрениеобъектов как системы.

2) ориентирует конфликтологана рассмотрение целостности конфликта как явления, на поиск в нем всех основных многообразных типов связей и сведения их в единую теоретическую картину максимально разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты.

Принцип системного подхода предполагает:

1. рассмотрение изучаемого явления как системы, как ограниченного множества взаимодействующих элементов;

2. определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение их ведущих взаимодействий;

3. выявление внешних связей системы, выделение из них главных;

4. определение функции системы, ее место и роли среди других систем;

обнаружение закономерностей и тенденций развития системы

А.Я.Анцупов, С.Л.Прошанов выделяют следующие методологические принципы самой конфликтологии.

К ним относят:

  1. Принцип междисциплинарности.
  2. Принцип преемственности.
  3. Принцип эволюционизма.
  4. Принцип личностного подхода.
  5. Принцип поиска скрытого содержания конфликтов.
  6. Принцип борьбы со Злом в его конфликтах с Добром.

ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

требует:

1. понимать, что конфликт – явление в высшей степени междисциплинарное. Опираясь на знания только одной науки, глубоко изучить его, понять, а тем более регулировать невозможно;

2. в достаточной степени знать историю развития основных отраслей конфликтологии, иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития всех ее отраслей.

3. знать специфику предметов исследования отраслей конфликтологии, их методологию, методы, методики, сильные и слабые стороны каждой из наук, достижения и проблемы;

4. изучая любые виды конфликтов, не ограничиваться рамками одной науки, обязательно использовать подходы, методики и результаты, имеющиеся по данной проблеме в нескольких отраслях конфликтологии.

2. ПРИНЦИП ПРИЕМСТВЕННОСТИ

требует:

1) хорошего знания истории отечественной конфликтологии;

2) овладение методологией, теорией и основными методами и методиками изучения конфликтов, знаниями наиболее существенных результатов, полученных отечественными учеными в ходе эмпирических исследований реальных конфликтов;

3) хорошего знания истории и всех важных результатов изученияотечественными конфликтологами того вида или типаконфликтов, который выступает объектом конкретного исследования;

4) знания основных достижений зарубежной конфликтологии;

5) прежде чем что-либо исследовать, писать, публиковать, необходимо детально изучить все основное, что уже сделано по интересующей проблеме отечественными учеными.

ПРИНЦИП ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

требует:

1) выявлять и учитыватьосновные закономерности эволюцииконкретных видов конфликтов при их исследовании;

2) знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтовпри исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности;

3) знать и учитывать основные тенденции измененийсоциальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человекаи человечества;

4) в ходе изучения конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникновения и развития.

ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА

требует:

1) понимания того, что индивидуальные особенности конкретных основных участников конфликта играют ключевую или, по крайней мере, важную рольв его возникновении, развитии и завершении;

2) умения определять персональный состав всех основных участников конфликта с обеих сторон и выявить их существенные индивидуально-психологические особенности, оказавшие влияние на динамику конфликта;

3) умения работатьпри регулировании конфликта с его участниками, учитывая их индивидуально-психологические особенности;

4) знания основ психологии личности и психологии конфликтов, поскольку возникновение и развитие любого конфликта определяющим образом зависит от особенностей людей, в нем участвующих.

Наши рекомендации