Закон перехода количественных изменений в качественные
1) раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов;
2) ориентируетна поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними.
6. Закон отрицания отрицания
1) дает возможностьпрогнозировать направление развития конфликтов: от простого – к сложному, от низшего – к высшему, от одного – к другому.
7. Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики (раскрывает диалектику движения нашего знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания)
Нарушение оптимального соотношения и логики взаимодействия теории, эксперимента и практики в процессе конфликтологического исследования приводит к заметному уменьшению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.
8. Принцип системного подхода (анализируя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня)
ВАЖНО
· выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними,
· взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.
Принцип системного подхода
1. Ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта.
2. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появляются сходные положительные или отрицательные моменты, то причины этого следует искать, прежде всего, не в этих элементах, а в самой системе.
Системный подход
1) направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрениеобъектов как системы.
2) ориентирует конфликтологана рассмотрение целостности конфликта как явления, на поиск в нем всех основных многообразных типов связей и сведения их в единую теоретическую картину максимально разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты.
Принцип системного подхода предполагает:
1. рассмотрение изучаемого явления как системы, как ограниченного множества взаимодействующих элементов;
2. определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение их ведущих взаимодействий;
3. выявление внешних связей системы, выделение из них главных;
4. определение функции системы, ее место и роли среди других систем;
обнаружение закономерностей и тенденций развития системы
А.Я.Анцупов, С.Л.Прошанов выделяют следующие методологические принципы самой конфликтологии.
К ним относят:
- Принцип междисциплинарности.
- Принцип преемственности.
- Принцип эволюционизма.
- Принцип личностного подхода.
- Принцип поиска скрытого содержания конфликтов.
- Принцип борьбы со Злом в его конфликтах с Добром.
ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
требует:
1. понимать, что конфликт – явление в высшей степени междисциплинарное. Опираясь на знания только одной науки, глубоко изучить его, понять, а тем более регулировать невозможно;
2. в достаточной степени знать историю развития основных отраслей конфликтологии, иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития всех ее отраслей.
3. знать специфику предметов исследования отраслей конфликтологии, их методологию, методы, методики, сильные и слабые стороны каждой из наук, достижения и проблемы;
4. изучая любые виды конфликтов, не ограничиваться рамками одной науки, обязательно использовать подходы, методики и результаты, имеющиеся по данной проблеме в нескольких отраслях конфликтологии.
2. ПРИНЦИП ПРИЕМСТВЕННОСТИ
требует:
1) хорошего знания истории отечественной конфликтологии;
2) овладение методологией, теорией и основными методами и методиками изучения конфликтов, знаниями наиболее существенных результатов, полученных отечественными учеными в ходе эмпирических исследований реальных конфликтов;
3) хорошего знания истории и всех важных результатов изученияотечественными конфликтологами того вида или типаконфликтов, который выступает объектом конкретного исследования;
4) знания основных достижений зарубежной конфликтологии;
5) прежде чем что-либо исследовать, писать, публиковать, необходимо детально изучить все основное, что уже сделано по интересующей проблеме отечественными учеными.
ПРИНЦИП ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
требует:
1) выявлять и учитыватьосновные закономерности эволюцииконкретных видов конфликтов при их исследовании;
2) знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтовпри исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности;
3) знать и учитывать основные тенденции измененийсоциальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человекаи человечества;
4) в ходе изучения конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникновения и развития.
ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА
требует:
1) понимания того, что индивидуальные особенности конкретных основных участников конфликта играют ключевую или, по крайней мере, важную рольв его возникновении, развитии и завершении;
2) умения определять персональный состав всех основных участников конфликта с обеих сторон и выявить их существенные индивидуально-психологические особенности, оказавшие влияние на динамику конфликта;
3) умения работатьпри регулировании конфликта с его участниками, учитывая их индивидуально-психологические особенности;
4) знания основ психологии личности и психологии конфликтов, поскольку возникновение и развитие любого конфликта определяющим образом зависит от особенностей людей, в нем участвующих.