Вопрос 2. эзистенциальная и социометрическая парадигмы
Экзистенциалисты Р. Ленг, Ж. Сартр, В. Франкл рассматривали конфликтность как нарушение аутентичности личности, несоответствие бытия в социальном мире ее внутренней природе. Восприятие собственного «Я», внутренняя мотивация такой личности противоречива, и ее дезадаптированность приводит к конфликту.
«Что я есть и что я есть в этом мире».
Р. Мэй считает, что полное устранение конфликтов приведет к статике, застою. Так, задачей психологической помощи является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные и новое конструктивное перераспределение напряжений, чтобы личность могла творчески выразить себя в окружающем мире; перенапряжение в какой-то точке зрения грозит разрывом, может привести к нервному расстройству. Мэй утверждает: «Ошибочным является предположение, что душевно здоровый человек может обходиться без напряжений вообще. Говорить о внутреннем «равновесии» или «балансе» подразумевало бы, что личностные напряжения можно отрегулировать раз и навсегда».
Согласно социометрической парадигме, конфликты рассматриваются как следствие особых эмоциональных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, разнообразия интересов и мотивов поведения.
Дж. Морено был разработан метод измерения социальных отношения – социометрия.
Социометрия есть метод для измерения связей предпочтения, возникающих в ситуации выбора партнера в той или иной деятельности или ситуации. Именно социометрия позволяет наглядно убедиться в том, что группа (как и личность), обладает уникальной индивидуальностью, целостностью и что социальная психология должна изучать не только закономерности поведения и деятельность людей, но и закономерности развития и жизнедеятельности самих этих групп.
Некоторые основные понятия метода:
1. Социометрия начинается с социометрического вопроса.
2. Социометрический вопрос заносится в социометрическую карточку.
3. Вопросы, которые мы задаем – социометрический критерий.
4. Список лиц отражается на самой карточке.
5. Вопросы, характеризующие выбор человека, ожидания и т.п. «С кем бы Вы хотели…» - это вопросы на выбор – КРИТЕРИЙ.
«С кем бы Вы не хотели…?». Меняется только концовка вопроса. Вопросы нужно соотносить с конкретными ситуациями.
Статусы:
- социометрическая звезда, лидер
- отверженные (0 баллов, аутсайдеры)
- предпочитаемые
- принятые
С помощью социометрии выявляются диадные отношения, микрогруппы «триады».
Одним из условий проведения группы является – от момента формирования группы должно пройти не менее 6 месяцев. Например, на первоклассниках мы можем провести социометрию спустя полгода (это необходимо для формирования отношений).
ВОПРОС 3. НЕОБИХЕВИОРИСТКАЯ ПАРАДИГМА (Н.Миллер, Дж.Доллард)
Главной силой конфликтности провозглашается фактор «фрустрации-агрессии». Фрустрация – состояние дезорганизации сознания, которое возникает вследствие недостижимости цели или, когда блокируется удовлетворение потребностей.
Уровень притязаний – уровень трудности тех задач, на достижение которых человек нацелен и считает, что с ними справится.
Фрустрационно-агрессивная концепция (Миллер, Доллард)
Джон Доллард (1900-1980) предложил гипотезу конфликта – фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрированы биосоциальная причина конфликтов – агрессивность индивида и социальная причина – фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.
Фрустрация:
1. Активная (раздражительность, волнение, агрессия, аутоагрессия, вербальная агрессия)
2. Пассивная (самобичевание, самообвинение, уход в себя, самокопание), крайняя форма внутриличностного конфликта – суицид.
ВОПРОС 4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА К. ЛЕВИН
К. Левин разрабатывал концепцию динамической системы поведения с точки зрения теории поля. К. Левин указывает на то, что конфликт возникает прежде всего между индивидом и средой.
Стоит отметить, что К. Левин является теоретиком ситуационного подхода конфликтологии. Ситуация определяет специфику поведения.
Благодаря К. Левину была преодолена ситуация противостояния «внутреннее-внешнее» в интерпретации источников социального поведения. По его мнению, возможны три типа конфликтных ситуаций:
1. + и + (пример: случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена), человек находится между двумя положительными валентностями.
2. - и - (пример: ситуация наказания), человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями.
3. + и - (важное в данном типе ситуации заключается в том, что положительная и отрицательная валентность существуют/задаются в одной ситуации, в одно и то же время).
Истинные и квазипотребности
Под потребностью К. Левин понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Так, например, студент слушает лекцию. Причины, заставившие его прийти на лекцию, могут быть различны. Одни пришли, чтобы изучать данный предмет, другие потому, что хотят послушать данного лектора, третьи, чтобы записать конспект для экзамена. Но сам тот факт, что субъект сейчас слушает лекцию, означает собой совершение намеренного действия, свидетельствующее о наличииквазипотребности. Обозначение потребности как квазипотребности означало для Левина подчеркивание ее социальной обусловленности, т. е. того, что по своей природе она не врожденная и не биологическая, подчеркивание ее динамической характеристики. Иными словами, совершение какой-нибудь деятельности означает порождение динамической заряженной системы, возникающей в данной ситуации в данный момент; она не носит ни врожденного, ни биологического характера; она социальна по своему происхождению.
Однако социальное означало лишь, что потребность возникала в данный конкретный момент. При этом К. Левин подчеркивал отличие квазипотребности, возникшей в данный момент, от устойчивых, по его выражению, «истинных» потребностей, как потребность к труду (в терминологии К. Левина профессиональная потребность, потребность к самоутверждению). При этом К. Левин подчеркивал, что по своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей. Закономерности протекания и действия истинных и квазипотребностей одни и те же; больше того, Левин предпочитал говорить о действиях и поступках, побуждаемых квазипотребностями, так как именно они и являются механизмами нашей повседневной деятельности и потому, что они иерархически связаны с истинными [потребностями] (по терминологии Левина, между обоими видами потребностей существует коммуникация).
… [Например], эксперимент приобретает [для испытуемого] реальный смысл именно потому, что возникает подобная напряженная система. Она может реализоваться по разным причинам, например, один человек приходит в качестве испытуемого, потому что он хочет оказать услугу экспериментатору, другой потому, что ему самому интересно проверить себя. Но само намерение «быть испытуемым» является механизмом, порождающим квазипотребность.
Содержанию потребности К. Левин не придавал значения. Определяющим для него был лишь ее динамический аспект: ее сильная или слабая напряженность, коммуникация с другими потребностями. Содержание же совершенно выпадало из поля его зрения.
Как всякая потребность, квазипотребность стремится к удовлетворению. Удовлетворение же квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения.
ВОПРОС 5. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Дж.Мид)
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Дж. Мид; интепрерпретируют и популяризируют идеи Дж. Мида: Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Спросе, Т. Шибутани и др.)
Предмет – процесс взаимодействия
Основателем считается Дж. Мид. На протяжении 40 лет работал в университете. Придерживался устной традиции, рассказывал всё на лекциях. Наиболее значимым трудом в области СИявляется работа Дж.Мида «Сознание, личность и общество», 1934 г. Она была опубликована через три года после его смерти в 1931 г. В ней изложены основные социально-психологические концепции.
Несмотря на стремительное развитие других теорий (необихевиоризм Уотсона, структурного функционализма в социологии Парсонса), его ученик Блумер всячески пропагандировал и подчеркивал значимость идей Дж.Мида.
В 1937 г. именно Блумер ввел понятие «символического интеракционизма». Наконец, в 60-е годы имеди Мида в рамках СИстали одной из модных теорий.
По мнению Блумера интеракционизм базируется на трех основных предпосылках:
1. Люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают «вещи» (вещи – все, что человек воспринимает в окружающем мире; физические предметы, категории друзей и врагов, социальные институты – школу, правительство и т.д.).
2. Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.
3. Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.
Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать это состояние. Эти действия, способные передать определенные значения. Мид называет «значимыми жестами» или «символами». Жесты становятся значимыми символами, — писал он, — когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые сплицитно они вызывают или должны вызывать у других инди-видов» [Mead, 1934, р. 47]. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению.
Основной тезис символического интеракционизма заключается в утверждении, что индивид, личность всегда социальны, т.е. личность не может формировать вне общества.
Поведение индивида определяется тремя переменными:
1. Структурой личности;
2. Ролью;
3. Референтной группой.
Структура личности с позиции символического интеракционизма:
I, me, self. Четких определений ни у Мида, ни у его последователей не дается. Однако общий ход рассуждения интеракционистов позволяет интерпретировать их следующим образом:
1. I (Я) – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.
2. Me (Меня, т.е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное Нормативное-Я, внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий-требований значимых других людей. Функция: контролировать и направлять импульсивное Я в соответствии с усвоенными нормами поведения.
3. Self («самость» человека, личность, Личностное Я) – совокупность импульсивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие. Личность у интеракционистов понимается как активное творческое существо, которое способно оценивать и конструировать собственные действия.
ВОПРОС 6. РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ
Выделяются два подхода в понимании «социальной роли». Социологический аспект отражает безличную и нормативную стороны; данный аспект связан с содержанием деятельности личности с выполняемой ею определенных социальных функций. Социально-психологический аспектсоциальной роли связан прежде всего с исследованием субъективных факторов социальной роли, т.е. с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей.
Р. Линтон.: «Роль – это динамический аспект статуса». Он предложил так называемую статусно-ролевую концепцию.
Роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый им статус. Люди играют множество ролей, но конкретная роль – это только отдельно взятый аспект поведения.
Линтов дал социологическую интерпретацию роли, выделив в структуре социальных отношений – статусы, т.е. определенные позиции и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.
И. Гоффман: социальная роль как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом»
М.Дойч и Р. Краус обобщили и указали те аспекты социального поведения, которые имеются в виду большинством авторов:
1. Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.
3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
Иначе говоря, в первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен себя вести индивид, занимающий определенное положение, во втором — о его собственном представлении, как он должен себя вести в том или ином положении и в третьем — о наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми.
ВОПРОС 7. СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ И. Гоффмана
Он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на символические формы ролевого поведения. Для подтверждения своих положений он в основном использует метод наблюдения.Кроме того, он широко пользуется примерами, взятыми из художественной литературы, мемуаров, автобиографий, газет и журналов и даже из личных бесед.
Наиболее полно идеи И. Гоффмана изложены в его монографии «Представление себя другим в повседневной жизни» [Goffman, 1959], Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых различных ролей.
При описании ролевого поведения Гоффман пользуется в основном понятиями, взятыми из театрального обихода. В отличие от других представителей ролевых теорий И. Гоффман предпочитает говорить не о ролевых ожиданиях и требованиях, а о ролевой «партии».
Он вводит понятие «фасад» («front») исполнения роли, под которым понимает стандартные выразительные средства, намеренно или непроизвольно используемые индивидом во время исполнения роли [Goffman, 1959]. Элементами фасада являются окружение, внешность индивида и манера поведения. На многочисленных примерах И. Гоффман пытается доказать, что партнеры по взаимодействию ожидают друг от друга согласованности между окружением, внешностью и манерой поведения. Весьма существенным Гоффман считает место ролевого взаимодействия индивидов, выделяя «авансцену», где непосредственно осуществляется это взаимодействие, и «кулисы», где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнителю роли, но недоступная для глаз аудитории. Такая характеристика места ролевого поведения необходима Гоффману для того, чтобы подчеркнуть более строгое следование требованиям роли на авансцене (например, в поведении врача, когда он общается со своим пациентом) и необязательное их соблюдение «за кулисами» (например, поведение врача вне поля зрения пациента).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Ролевые ожидания и требования = ролевая партия.
Выразительные средства для исполнения роли (окружение, внешность и т.д.) = фасад
Место ролевого взаимодействия = авансцена
Место, где происходит деятельность, недоступная для глаз аудитории = кулисы
! Главное для исполнителя роли заключается в том, чтобы создать у других, у «аудитории», впечатление, что он правильно выполняет данную роль.
ВОПРОС 8. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТА (вклад В.С. Мерлина, Мясищева, Анцупова, Гришиной, Леонова)
В отечественной психологии наиболее полное и последовательное описание явлений психологического конфликта принадлежит В.С.Мерлину. Автор дает определение внутриличностного конфликта: «… состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, ывражающееся в обострении существовавших ранее или возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности. Им же разработана проблема психологического конфликта, проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации, описаны социально-типичные отношения личности в конфликтах и влияние конфликтной ситуации на формирование характера.
Проблему внутриличностного конфликта активно разрабатывал М.Н.Мясищев, считая, что конфликтная ситуация является «психической презентацией» назревшего противоречия как внутри личности, так и между людьми. Конфликт перерастает в невроз, если переживания данного конфликта начинают занимать центральное место в системе отношений личности.
Несомненный интерес представляют социально-психологические исследования конфликтов Н.В. Гришиной. На основе исследований, проведенных ею в объединении «светлана», ею была предложена типология конфликтов, основанная на взаимосвязях людей в реальных трудовых коллективах. Автор признает необходимость целостного анализа совокупности факторов, детерминирующих возникновение межличностных конфликтов, и считает методологической несостоятельностью попытки их сведения к закономерностям одного объективного или субъективного рода.
Н.И. Леонов защитил докторскую диссертацию на тему: «Психология конфликтного поведения» (2002 г.). В ней он всесторонне исследовал психологические особенности поведения оппонентов в конфликте, разработал содержание такого важного понятия как «конфликтологическая компетентность», предложил способы и приемы оптимизации конфликтного взаимодействия. Н.И. Леонов является вторым психологом, защитившим по проблеме конфликта не только докторскую, но и кандидатскую диссертацию (1996 г.). Является основателем научной школы «Онтология социального поведения субъекта». Является основателем кафедры «Социальной психологии и конфликтологии», УДГУ.
Подробно: http://socont.school.udsu.ru/collective
Анцупов, Шипиловразработали функции, типологию и тп. конфликта (всё по тетради), подробно, в содержании учебника «Конфликтология» )).
ВОПРОС 9. ВКЛАД ПЕДАГОГИКИ
Ключевые понятия: Конфликт в детском коллективе, Педагогический конфликт.
Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, отклоняющемуся поведению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике в 20–30-е гг. ХХ в. Он нашел проявление в исследованиях Л. С. Выготского, А. С. Залужного и др. В педагогических трудах того времени рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта.
В 1964 г. появляется статья Б. Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. В журнале «Воспитание школьников» в этот период обсуждались причины конфликтов в школьных коллективах.
Можно выделить некоторые этапы:
1) Первая публикация была в 1964, статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе».
2) К середине 70-х годов интерес педагогов к конфликтам растет, но в последующие годы эта тенденция не получает развития.
3) Для второй половины 80-х годов характерно увеличение ежегодного количества работ по данной тематике.
В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих конфликтных проявлений (или – вопросов):
1. Конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения. Ряд авторов рассматривают конфликт как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (В. М. Афонькова,1975;Е. А. Тимоховец, 1990;А. Б. Белинская, 1997;Н. Б. Назарова, 2000).
2. Педагогические условия успешной работы с конфликтными учениками (В. И. Митюк, 1998;И. С. Пилипец, 1998;А. В. Дорохова, 1999;Т. В. Соколова, 1999).
3. Педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе (Н. В. Самсонова, 1995; Е. Е. Акимова, 1999; Г. С. Харханова, 1999).
4. Сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах — как между учителями, так и между директором учебного заведения и его подчиненными (Б. С. Алишев, 1986; Т. А. Чистякова, 1988; А. Ф. Пеленев, 1988). Разработаны и апробированы варианты создания в школах конфликтологической службы (С. В. Баныкина, 1997).
5. Анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель—родитель» (Ш. М. Дундуа, 1990).
6. Исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова, 1990; А. Я. Клементьева, 1999; З. З. Дринка, 2000).
7. Разработка основ педагогического управления организационными конфликтами (Е. Е. Тонков, 2000).
Конфликты также изучаются в военной педагогике (С. А. Мищенко, 1995, А. К. Кротов, 1996; В. В. Попов, 1998; В. Н. Миронченко, 1999), педагогике семейного воспитания. Выполнен ряд работ, посвященных конфликтному взаимодействию в спорте (В. С. Келлер, 1974; Ю. Б. Калашников, 1998; Я. А. Воробьев, 1999; И. Е. Устинов, 2000; О. Г. Эпов, 2000 и др.). Разработаны основы спортивной конфликтологии (И. И. Сулейманов, 2002).
ВОПРОС 10. ВКЛАД СОЦИОЛОГИИ
Ключевые термины, понятия: Социология конфликта. Конфликты:На производстве, в трудовых коллективах; Этнические; Поколений; Международные; В семейно-брачных отношениях; Конфликт и преступность в обществе.
В 1992 г. в России социологами защищаются первые диссертационные исследования по проблеме социального конфликта - Маликовой Н.Р., Александровой Е.В.
Анализ диссертационных исследований отечественных социологов по проблеме социального конфликта, представленных к защите с 1992 г. по 2017 г. включительно позволяет сделать ряд выводов. За эти 25 лет социологами защищена181 диссертация, из них 17 диссертаций представлено на соискание степени доктора социологических наук.
Ведущей темой исследовательского интереса социологов стала проблема межнациональных, этнических конфликтов, способов и мер их предупреждения и регулирования на территории Российской Федерации и Содружества Независимых государств. 17 % (31) диссертация, из них 3 диссертации докторов социологических наук – Маликова Н.Р., 1992, «Межнациональное общение: взаимодействие в согласии и конфликте (этносоциологический анализ на материалах Азербайджана)», Галиев Г.Т., 1997, «Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений», Рубан Л.С., 1997, «Развитие конфликта – консенсуса в полиэтнических регионах» посвящены этой проблеме.
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ВКЛАД РАЗЛИЧНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ, РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ:
1. Проблемымежнациональных и этнополитических конфликтов, их источники, динамические характеристики, управленческие аспекты межэтнических коллизий исследуют Тагиров А.Р. (1995), Хамзина Г.Р. (1996), Рязанов В.Г. (1997), Нагдалиев С. (1998), Хасанов Р. (1998), Соин Д.Ю.(1999), Федорова Н.А. (2000), Брагин А.А. (2001), Харлампьев М.Р. (2001), Фролова Т.Н. (2003), Федосова Е.В. (2004), Миняжев Т.Р. (2005), Бутуев О.К. (2006), Васильева И.А., (2007), Дибирова Х.М. (2008), Гончаров Р.И. (2009), Ахмадиева Л.А. (2011), Стадник В.Ю. (2014) и др.
2.На изучение производственных, трудовых, экономических конфликтов направлены 24 диссертации (13,3 % от общего числа), из них одна диссертация доктора наук - Шаленко В.Н., 2001 г. «Управление трудовыми конфликтами на российских предприятиях в условиях становления социального партнерства». Трудовым (производственным) конфликтам, их предупреждению и урегулированию посвящены диссертации Антиповой Н.Ф. (1994), Османова Ю.М. (1994), Антошиной М.В., Богаевской А.Н. (1995), Гиндулиной Г.Ф., Лаптева А.В. (1999), Чаплыгин А.А. (2001), Баргоякова И.И. (2004), Наумов В.И. (2006), Таскаев Г.С. (2008), Едигарева Ю.Г. (2010), Ситникова О.В. (2011) и др.
3. Особое место занимают конфликты, происходящие в педагогическом процессе, в сфере образования, конфликты в молодежной, студенческой, среде. Конфликтами современной российской молодежи - 20 (11%) диссертантов - занимаются Черкасова Т.В. - 1997 - кандидатская диссертация, 2004 – диссертация доктора социологических наук - «Управление конфликтами молодежи как социальная проблема», Звягинцев В.В. (2000), Большакова Т.Ю. (2003); социальными конфликтами в сфере образования, в процессе воспитания и социальной работе – Куконков П.И. (1996), Качалов Л.К. (1997), Матвеева В.В. (1988), Смоленцева А.Ю (1998), Титкова Л.С. (2004), Морозова Е.А. (2005), Гржебина М.В. (2006), Захарчук Л.А. (2006), Колтунов А.Л. (2006), Грядунова Н.А. (2009), Тишин Ю.Н. (2009), Коростелева Л.Ю (2011) и другие. «Управлению конфликтами инновационного развития вузов» посвящена диссертация доктора социологических наук Тарабаевой В.Б. (2009).
4. Конфликты в современной российской семьеисследовались Никитиной О.В. (2001), Лощаковой Н.П. (2004), Яковлевой В.Г (2007), Разовым П.В. (2007). В 2008 г. Вдовина М.В. защитила диссертацию доктора наук: «Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье».
5. Организационные конфликты в различных социальных структурах и социальных институтах исследуют 20 диссертантов (11% исследований) – Большаков А.Г. (1995), Радугин К.А. (1996), Калашников Д.В. (1998), Шило И.Н. (1998), Белов А.А. (1998), Гудакова Ж.И. (1999), Брежнева А.П. (2000), Шушанян Н.Р (2000), Галимуллин Р.Х (2003), Русанова Т.И. (2004), Калашников О.В. (2005), Джагацбанян В.Г. (2006), Хисматуллина З.Н. (2006) , Котелков А.Л. (2008), Прибыловский В.М. (2008), Сурвилло Е.Ю (2009), Деккушева А.Д. (2010), Павленкова И.М (2014) и др.
6. Незначительным оказалось число исследователей, проявляющих интерес к политическим конфликтам современной России. Всего 6 (3% от общего числа) диссертационных исследований, из них одна диссертация доктора наук – «Конфликтное измерение политической трансформации в России» - Никовская Л.И. (2004) обращены к социологическим аспектам политического конфликта. Особенности политических конфликтов в условиях трансформации российской действительности изучают Белоусова А.А., Бекшенев В.Р. (1999), Динь Ты Хоа (2000), Бабейко Я.Ф. (2005), Каширина М.В. (2007) и другие.
7. Особый интерес проявляют исследователи к конфликтам, имеющим место в «силовых структурах» - как внутри этих организаций, так и к тем коллизиям, в урегулировании которых органы Министерства Обороны РФ, Министерства внутренних дел и других ведомств принимают непосредственное участие — Галимуллин Р.Х. (2003), Фролова Т.Н. (2003), Радченко В.А. (2006), Жидков М.А. (2008), Бычков А.В. (2009), Тишин Ю.Н. (2009), Каспаров А.Р.(2016). В 2010 г. Гридчин А.А. защитил диссертацию доктора наук: «Повышение готовности персонала миротворческих организаций к регулированию региональных конфликтов».
8. В последние десятилетие значительно возрос интерес исследователей к социальным конфликтам государственной и муниципальной службы. Регулированию конфликтов на государственной службе посвящены труды Брежневой А.П. (2000), Магомадова А.М. (2006), Поповой О.В. (2006), Лобанова П.А. (2009), Банхаева А.И. (2011), Гилязевой М.Р. (2014).