Проблема бессознательного в психологии.
Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении которых отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится объктом сознания.
Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного очень обширна.
Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:
1. неосознаваемые механизмы сознательных действий,
2. неосознаваемые побудители сознательных действий,
3. «надсознательные» процессы
1) в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» («механическая работа», работа, «при которой голова остается свободной») - отсутствие сознательного контроля. Имеют двоякую природу: одни процессы никогда не осознавались (первичные автоматизмы) - врожденные, а другие сначала были осознаваемыми (автоматизированными действиями, или навыками) – например, письменность.
По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. В результате целой серии экспериментов пришел к выводу о том, что установка неосознаваема (эксперимент по оцениванию объемов шаров + гипноз).
К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. Многие из этих процессов являются классическим объектом изучения физиологии. Однако все они чрезвычайно важны и для психологии (пример выступление В. Мессинга; опыты А. Р. Лурия («детектор лжи») на основе ассоциативного метода Юнга для выявления скрытых аффективных комплексов).
2) Неосознаваемые побудители сознательных действий связаны с именем одного из самых известных психологов XX в. Зигмундом Фрейдом.
Толчком к глубокому изучению бессознательного – внушение пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик. Фрейд создал свою теорию бессознательного: в психике человека существует три сферы - сознание (все, что осознается и контролируется человеком), предсознание (скрытые знания; теорема Пифагора) и бессознательное.
Область бессознательного, по Фрейду, обладает след.свойствами:
1. Область бессознательного действенна, оказывает существенное влияние на наше поведение.
2. Информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.
Три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Были разработаны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.
Невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
Во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п.
3) «Надсознательные» процессы -процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы (желание решить какую-то сложную и значимую проблему, перебираем варианты, анализируем, но решения нет). И вдруг, неожиданно, как-то само собой приходим к решению данной проблемы. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым.
Основные характеристики:
- субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс (отсутствие четкой цели).
- надсознательные процессы прекращаются внезапно, неожиданно для нас (нет контроля за приближением к конечной цели)
Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с другом (например, любовь, выбор профессии).
К рассматриваемому классу процессов в полной мере следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.
В центре – сознание.
Внизу - неосознаваемые механизмы сознательных действий (1).
На уровне сознания - неосознаваемые побудители сознательных действий (II).
Процессы «надсознания» (III) по праву должны занимать вершину пирамиды.
Еще одна проблема: заключается в процедурах познания неосознаваемых психических процессов. Неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральный результат надсознательных процессов