Освоение деятельности. Этапы и динамика формирования навыков

Формирование навыков.

Первичные умения – начальная стадия.

Важнейшее условие формирования навыков – упражнения, тренировка.

Навыки могут формироваться без специального обучения (пр: произносительные навыки, и т.д.).

Упражнения:

- специальная организация.

- попутного характера.

ü Упражнение – принципиальное условие. Есть условия предшествующие упражнениям. Дело в значительной степени зависит от предварительной ориентировки в задании.

Гальперин.

Овладение знаниями, умениями зависит от типа предварительной ориентировки (ориентировочные основы).

Типы:

1.Обучение на неполной ориентировке – обучение, когда предварительное представление – неполное, нечеткое, смутное = неполная ориентировочная основа действия.

Из-за нечетких словесных указаний, нечеткого показа ® неизбежны слепые пробы и ошибки (в силу элементарного незнания) Þ упражнения не дают нужного результата.

2.Полная ориентировка в задании – четкие словесные указания, четкая демонстрация (выделение анатомии операции) ® число ошибок резко сокращается, хотя они не исчезают.

Сами упражнения идут иначе.

(Нужно обозначить: значимые моменты, опорные точки, последовательность).

3.Ориентировочная основа составляется самостоятельно.

Ученика самого учат в задании выделять ориентиры. (Этому надо учить!!!)

Процесс тренировки, упражнений/процесс овладения деятельностью.

1. Активизация контроля – играет большую роль.

Сперва исходит со стороны педагога, затем – самоконтроль.

Для эффективных упражнений необходимо повторение.

Бернштейн: нужно, чтобы повторения были без повторений.

Чтобы это происходило, нужно иметь контроль сначала извне, а затем – самоконтроль.

При каждом повторении – действие совершенствуется.

Если есть активизация контроля, то формирование навыка успешно.

2. Влияние прошлого опыта – перенос навыков.

(пр: музыкальное образование – компьютер (набирать), мотоцикл - автомобиль).

- позитивный/положительный – облегчает овладение новыми навыками.

- негативный – затрудняет процесс овладения новыми навыками = интерференция навыков(ухудшение эффективности овладения навыком).

3. Динамика овладения навыками.

Кривая формирования навыка.

(график: х – упражнения, у – показатель – è--- )

Самое интенсивное развитие навыков происходит в начале занятий.

Зависит от индивидуальных особенностей человека.

Качество действий меняется. Меняются характеристики действий (хотя, фактически, действия те же).

Если усваиваемое действие простое – то ускорение быстрее, и наоборот.

В процессе овладения наступает временная задержка – плато. Т.е. нет улучшения д-ти.

Моменты задержки – это нормальное явление, далее наблюдает улучшение.

Возникают вопросы личностного порядка: заинтересованность.

4. Гибкое использование заученного.

ü Когда происходит автоматизация, действие выполняется быстрее, ­кач-во, сокращается напряжение, зрительный контроль заменяется двигательным.

Этапы формирования навыков.

1.Ознакомительный этап – осмысливаются действия, цели, смутное понимание способов.

2.Подготовительный этап – овладение отдельными элементами действия, отчетливое понимание способов выполнения. Но само выполнение действий – неточное, неустойчивое («С разу на раз не приходится»).

3.Стандартизирующий этап – автоматизация, элементы движения объединяются в целое, снижается сознательный контроль, повышается качество.

4.Варьирующий/ситуативный этап – гибкое выполнение действий.

Этапы развития умений.

Платонов.

II.Первичные умения.

III.Недостаточно умело действие.

IV.Отдельные общие умения.

V.Высокоразвитые умения.

VI.Мастерство.

Переход на стадию вторичных умений.

Когда вторичные умения усвоены, они, в свою очередь, будут развиваться. Будут все больше интегрироваться, усложняться.

Интеграция различных умений (пр: музыка – движение пальцев + слух + …, и т.д.).

Умения зависят от способностей, от одаренности Ч.

Привычки.

- некоторые формируются очень быстро.

- многие формируются на неосознаваемом уровне (пр: момент подражания, речь (при общении), и т.д.).

- важная роль – эмоциональное подкрепление.

- в ряде случаев – необходимость формирования (сознательно) привычек (пр: трудовые, выполнение некоторых упражнений).

- иногда возникает необходимость устранения привычек.

Негативные привычки берутся под контроль сознания ® делать так как надо, а не так как привыкли. (Момент соотношения навыков и привычек).

Пути формирования привычек:

- через подражание;

- в результате многократного повторения действия;

- через сознательные целенаправленные усилия (положительное подкрепление, словестная оценка, эмоциональный образ).

Процесс формирования навыка…

- включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе закрепления связей между компонентами.

Эмпирические факторы, влияющие на формирование навыков:

А) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление.

Б) уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операций, обратная связь.

В) полнота уяснения содержания операции, переход овладения от одного уровня к др.

Этапы формирования навыка:

Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, снятия напряжения.

Синтетический. Объединение элементов в целое действие.

Аналитический. Вычленение и овладение отдельными элементами действия.

35.Деятельность и общение. Общение как категория психологии и один из основных видов деятельности.

Предложить определение общения — важное дело, но им нельзя ограничиться; дальше требуется дать его понимание. Скажем сразу же, что, рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Прежде чем раскрыть этот тезис, скажем, что советские психологи, при всем различии их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности.

Категория деятельности вообще занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. В поисках лаконичного указания на главное отличие человека от других существ М.С. Каган даже предлагает называть его «НотоА§епз», т.е. «человек действующий» (1974. С. 5). Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С.Л. Рубинштейна (1946, 1973), Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева (1983). В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым и развитую А.В Запорожцем (1960а, б, 1979), Д.Б. Элькониным (1960, 1978а), В.В. Давыдовым (1977), П.Я. Гальпериным (1978). С точки зрения указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любой вид деятельности — значит, указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать разновидности составляющих деятельность действий и операций.

Связь общения и деятельности можно понимать поразному. Так, по мнению Г.М. Андреевой, они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека (Б.Ф. Ломов, 1975); общение может выступать как сторона деятельности, а последняя — как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности. Сама Г.М. Андреева ратует за наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, при котором «общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и*как ее своеобразный дериват».

Применяя концепцию А.Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, мы обозначили ее термином «коммуникативная деятельность». Повторим, что для нас, следовательно, «общение» и «коммуникативная деятельность» — синонимы. Но необходимо подчеркнуть отличие нашего подхода к общению от типичных для западной социальной психологии подходов к коммуникативному процессу как внешнему поведению, характеризуемому с формальноколичественной точки зрения. Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностьюмотивационных аспектов. Поэтому избранный нами подход к изучению общения в известном смысле противоположен подходу к нему как к поведению, хотя в обоих случаях психолог отправляется от регистрации внешне наблюдаемых коммуникативных операций. Но при анализе деятельности он движется от операций в глубь явлений, а при анализе поведения остается на поверхности фактов.

Итак, что значит понимать общение как особый вид еятельности? Мы согласны с В.В. Давыдовым (1977), что для этого необходимо выделить в общении основные структурные компоненты. Другими словами, требуется наложить на коммуникативную деятельность общую сетку, решетку, применимую для изучения любых видов деятельности, и наполнить ее ячейки конкретным содержанием. Вот что у нас получилось в результате подобного наложения. Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом.

Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект. Сходное определение предмета общения дает Т.В. Драгунова (Возрастные и индивидуальные особенности..., 1967).

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодоря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено надругого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Указанная точка зрения нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным потребностям (Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974) и по проблемам познания людьми друг друга (Теоретические и прикладные проблемы..., 1975).

Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться, или, по терминологии А.Н. Леонтьева (1983), «опредмечиваться», в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кемто из окружающих.

Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.

Задачи общения — это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

Продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения (Я.Л. Коломинский, 1976; Отношения между сверстниками..., 1978), избирательные привязанности (СВ. Корницкая, 1975; Р.А. Смирнова, 1981) и, главное, образ самого себя и других людей — участников общения (А.А. Бодалев и др., 1970; Н.Н. Авдеева — в кн.: Проблемы периодизации..., 1976; Экспериментальные исследования..., 1979; И.Т. Димитров; М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева; 27А.Н. Силвестру — в кн.: М.И. Лисина, Исследование по проблемам.... 1980).

Более подробный анализ структуры коммуникативной деятельности можно найти»в наших работах (Развитие общения..., 1974,1974а, 1978; Исследование по проблемам..., 1980).

Повторим, что подход к общению как деятельности имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Анализ общения как деятельности позволяет четко определить качественное преобразование при переходе от взаимодействия животных к общению у человека и в ходе онтогенетического развития. И филогенетическое и онтогенетическое развитие перестает сводиться к умножению коммуникативных операций или к появлению новых средств обмена информацией и осуществления контактов; напротив, сами перемены этого рода получают свое адекватное объяснение через преобразование потребностей и мотивов общения. Важное преимущество предлагаемого подхода к общению как к коммуникативной деятельности мы видим также в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и в конечном счете определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.

Наши рекомендации