Общая характеристика и этапы исследования.
Психологическое исследование включает в себя ряд логически завершенных фрагментов, или этапов. У каждого этапа свои цели, задачи и стратегии их решения.
1. Организационно-подготовительный этап. Его главное назначение - формулировка цели, задач (проблемы) объекта и предмета исследования. Формулировка проблемы должна привести к осознанию того, что между объективно возникающей в ходе развития психологического знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия. Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы.
В формулировке цели (или целей) должны просматриваться ожидаемые результаты исследования. Цель - это опережающее отражение действительности, модель будущего результата. Четкость целевой формулировки исключает разбросанность исследования, концентрирует усилия на актуальных вопросах, устанавливает границы исследования, привлекает все наиболее важное и отбрасывает несущественное. Цель - это маяк исследователя в многомерном бушующем океане человеческой психики. По словам Гете, тот, кто хочет достичь многого, должен уметь себя ограничивать.
Пример формулировки цели исследования: «Разработать концепцию групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности и использовать методические средства этой концепции для оптимизации механизма влияния феномена групповой готовности на успешность совместной деятельности». Из этой формулировки следуют два ограничения:
- из всего спектра проблем совместной деятельности исследованию подлежит лишь один феномен - групповая готовность к деятельности;
- приоритет в исследовании отдается изучению механизмов взаимосвязи групповой готовности с успешностью деятельности.
Яндекс.Директ
Курс «Микроблейдинг»Обучение в Институте Бизнес-Технологий - залог вашего успеха!РасписаниезанятийСтажировкаБолее 300 курсовДокументы гос. образцаib-t.byАдрес и телефон |
Объектом исследования выступает какой-либо фрагмент психической реальности (психические процессы, феномены, состояния и др.), например групповая деятельность операторов сложной системы управления, адаптация личности к условиям социальной изоляции и т. п.
Предмет исследования требует погружения в детали, ограничивающие научный поиск рамками выбранного объекта (для групповой деятельности это может быть, например, динамика межличностных отношений в условиях конфликта; для адаптации личности к психологически сложным условиям — механизмы формирования стратегий психологической защиты личности от депрессивных состояний).
2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза - выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. У рабочей гипотезы характер рисковый, отчаянный. Ее удел - заглядывать в будущее, балансируя на ниточке, связывающей истину и умозаключение. Поэтому гипотеза как инструмент исследования вызывала бурное негодование И. Ньютона («Гипотез не измышляю!») и И. Канта («Все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть товар запрещенный!»). Но по иронии судьбы именно гипотетические приемы проложили дорогу открытиям, сделанным этими великими мыслителями. Гипотеза - это поводырь исследователя в хитроумном лабиринте психических процессов. Да, она хрупка и наивна, неуклюжа и робка. Но именно она позволяет делать первые шаги к истине. «Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание построено» (И. Гете).
Выдвижение гипотезы - ответственный этап, требующий от психолога не только научной интуиции, но порой и мужества для противостояния своим оппонентам. «Все во всем!» - воскликнул Дж. Бруно, подчеркивая единство мира, и после 8-летнего тюремного заточения был сожжен на костре. Современный психолог, выдвигая гипотезы, не рискует жизнью. Но неверно сформулированная гипотеза может завести в тупик. Все придется начинать сначала, с новой гипотезы.
Научная гипотеза - это карта местности в хитроумном лабиринте психических явлений. Именно она позволяет психологу делать первые шаги в незнакомом мире истин.
Пример гипотезы исследования: «Процесс формирования групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности заключается в движении совокупного субъекта деятельности к такому активно-действенному состоянию, которое служит регулятором целесообразного и эффективного его поведения в напряженных ситуациях и одновременно уравновешивает требования со стороны совместной деятельности».
3. Методический этап. В соответствии с целью и задачами исследования производится выбор или разработка методического инструментария. Особое внимание уделяется свойствам надежности, валидно-сти и репрезентативности. Здесь же строится общая схема проведения исследования: планируется последовательность процедур, обдумываются возможности по привлечению технических средств и др.
4. Экспериментальный этап предусматривает:
- сбор материала для конкретизации причин появления самой проблемы;
- проведение поисковых (пилотажных) экспериментов для уточнения некоторых деталей;
- подтверждение выдвинутой рабочей гипотезы, т.е. того факта, что исследуемый психический процесс будет развиваться согласно принятым гипотетическим положениям.
К этому этапу у психолога особое отношение. Ведь психология - наука преимущественно экспериментальная. Энциклопедическая формулировка эксперимента звучит так: «Это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности». Вроде бы строго и лаконично. Но к термину «действительность» следует относиться с позиций здравого смысла. Истинный эксперимент имеет место там, где снимается неопределенность знаний или получаются новые факты и знания.
5. Аналитический этап. Это этап научных размышлений о том, что удалось выявить в ходе исследования. Здесь осуществляется обработка материала методами математической статистики. Наиболее ответственным моментом этого этапа является интерпретация полученных данных. Психолог должен призвать себе на помощь все свои аналитические и синтетические способности, привлечь математические приемы извлечения полезной информации из полученных результатов. Наконец, сделать выводы и рекомендации в соответствии с целями и задачами исследования.
26. Специфические черты методики исследования .
Основные задачи психологии, так же как и задачи любой науки, могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов познания.
С помощью определенных приемов, правил и норм обеспечивается наиболее эффективный способ приращения и практического применения психологических знаний. Причем набор эти приемов неслучаен, он диктуется самим характером, природой исследуемого объекта. Как утверждалГеорг Гегель, «метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания». Метод как бы возвращает нас к объекту исследования, углубляет его понимание.