Тема информирования: самооценка
Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную
составляющую Я-концепции. Самооценка отражает
отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей
личности и деятельности [5].
Самооценка свидетельствует о степени развития у человека
чувства самоуважения, ощущения собственной ценности
и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу
2.2. Исследование индивидуальных особенностей... 89
его «Я». От самооценки зависит интерпретация приобретенного
опыта и характер ожиданий человека относительно самого
себя и других людей.
Основными условиями развития самооценки являются общение
с окружающими и собственная деятельность человека.
В общении человек усваивает критерии оценок, их виды, формы,
способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном
опыте происходит их апробация, проверка на практике.
Процесс самооценивания может происходить двумя
путями:
1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными
результатами своей деятельности (конструктивный
способ);
2) путем сравнения себя с другими людьми (может быть
конструктивным в ситуации, когда опыт других людей учитывается
для расширения вариантов решения проблем).
Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки
собственные суждения человека о себе или интерпретации
суждений других людей, индивидуальные идеалы
или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит
субъективный характер. При этом ее показателями выступают
адекватность и уровень.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия
представлений человека о себе объективным основаниям
этих представлений. Уровень самооценкивыражает
степень реальных, идеальных или желаемых представлений
о себе.
Адекватная самооценка состоит в способности реалистично
осознавать и оценивать как свои достоинства, так
и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе,
самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.
Также адекватная самооценка выражаетсяв
том, что человек ставит перед собой реально достижимые и
соответствующие собственным возможностям цели и задачи,
способен брать на себя ответственность за свои неудачи и
успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.
Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень
притязаний и правильно оценивать собственные возможности
применительно к различным жизненным ситуациям.
90 Глава 2. ДИАГНОСТИКА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Отметим, что человек с адекватной самооценкой свободно
и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить
отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими.
Поэтому адекватная самооценка является необходимым условием
формирования уверенного полоролевого поведения.
Неадекватная самооценка свидетельствует о нереалистичной
оценке человеком самого себя, снижении критичности
по отношению к своим действиям, словам, при этом часто
мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих.
Различают неадекватную завышенную самооценку— переоценку
себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку—
недооценку себя субъектом.
Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны,
гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают
и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и
исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более
высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у
них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным
возможностям. Человек с завышенной самооценкой
характеризуется также неспособностью принимать на себя
ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным
отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью
своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная
самооценка своих возможностей и завышенный
уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед
собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть,
преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка
предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное
отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой
своих успехов и достоинств.
При заниженной самооценке человек характеризуется
другой крайностью, противоположной самоуверенности, —
чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто
объективно не обоснованная, является устойчивым качеством
личности и ведет к формированию у человека таких черт, как
смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».
2.2. Исследование индивидуальных особенностей. . 91
Анализ самооценки идентичности
В методике «Кто Я?» самооценка идентичности определяется
в результате соотношения количества оценок «+»
и «-», которые получились при оценивании каждого своего
ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной
обработки.
Виды самооценки, получаемые в результате анализа,
представлены на рисунке 14.
↓
Адекватная
Самооценка
↓
Неустойчивая
↓
Заниженная
↓
Неадекватная
↓
Завышенная
РИС. 14. Виды самооценки личности
Самооценка считается адекватной, если соотношение
положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым
(«+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.
Самооценка считается неадекватно завышенной, если
количество положительно оцениваемых качеств по отношению
к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%,
то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или
их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).
Самооценка считается неадекватно заниженной, если
количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению
к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%,
то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или
их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).
Самооценка является неустойчивой, если число положительно
оцениваемых качеств по отношению к отрицательно
оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение,
как правило, не может длиться долго, является неустойчивым,
дискомфортным.
92 Глава 2. ДИАГНОСТИКА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Опыт консультирования показывает, что за психологической
помощью чаще обращаются люди с неадекватной и
неустойчивой самооценкой, и достижение цели консультирования
во многом зависит от продуктивности работы над
формированием адекватной самооценки у клиента. Некоторые
аспекты такой работы будут нами рассмотрены в параграфе
3.1. данного пособия.
Анализ рефлексии
? Как проявляется рефлексия