Эмоциональным состояниям, самосценке?
Представим некоторые показатели эмоциональных состояний,
самооценки в рисунке человеческой фигуры.
• Грубое искажение формы тела, грубо асимметричная
фигура, неверное расположение отдельных частей тела или
грубое нарушение пропорций могут говорить о сенсомоторных
нарушениях, вызванных органическим поражением мозга, о
высокой импульсивности, состоянии острого стресса (или
психическом заболевании).
• Изображение нарочито уродливой фигуры типично при
негативизме и часто встречается при остро протекающем
82 Глава 2. ДИАГНОСТИКА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
кризисе. Оно нередко свидетельствует об асоциальных или
антисоциальных тенденциях.
• Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности.
Как правило, стирания приводят к ухудшению,
а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым,
что служат выражением конфликта.
• Длинные волосы, тщательно нарисованная прическа
или шляпа — признак демонстративности.
• Маленькие размеры фигуры (когда занимается лишь
маленькая область доступного пространства) могут говорить о
депрессии и чувстве неприспособленности, незащищенности,
тревожности, низкой самооценке.
• Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-
видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.
• Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная
в центре листа, говорит о завышенной самооценке.
• Свободный, среднего размера рисунок, с четким легким
контуром в центральной части листа может говорить об адекватной
самооценке, хорошей приспособленности, развитом
чувстве безопасности.
• Если человек занимает рисунком преимущественно
верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму.
• Расположение фигуры в нижней части листа часто
свидетельствует о чувстве угнетенности, подавленности.
Данные, полученные в процессе анализа проективного
рисунка человека, требуют своего подтверждения результатами
выполнения других методик. Особенно важно сопоставление
их с методикой «Кто Я?».
Перейдем к рассмотрению обработки и интерпретации
этого метода.
МЕТОДИКА «КТО Я?»
Исходные положения интерпретации
и особенности обработки методики
Общие сведения. Авторы М. Кун, Т. Макпартленд, модификация
инструкции и обработки Румянцевой Т. В.
Этот известный тест используется для изучения содержательных
характеристик идентичности личности [3]. Вопрос
2.2. Исследование индивидуальных особенностей... 83
«Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного
восприятиячеловеком самого себя, то есть с его образом
«Я» или Я-концепцией.
? Что важно учитывать при обработке
Методики «Кто Я»?
Исходные положения интерпретации:
1. Понятие идентичности относится к области самосознания
личности и складывается из обобщения реакций
самого человека на мнение о нем окружающих людей.
Особую роль при этом играют первичные группы (семья,
друзья, соседи и т. д.), которые непосредственно влияют на
формирование представления о себе и своем месте среди
других людей.
2. Идентичность формируется в результате взаимодействия
с другими людьми, усвоения общественных норм,
ценностей, способов деятельности, то есть представляет
собой своеобразное отражение обобщенных взаимодействий
(интеракций), имеющих место в ходе личностного, неформального,
непосредственного общения.
3. Согласно Дж. Мид есть два основных логически
связанных типа (уровня) идентичности: неосознаваемая и
осознаваемая, которые демонстрируют переход от неосознанно
принятых норм, ролей и привычек другого человека к
осмысленному отношению к себе и своему поведению. Так,
наличие осознаваемой идентичности у человека говорит об
имеющейся у него личностной свободе (относительной), возможности
думать о цели и тактике своего поведения.
4. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности
возможен только при наличии рефлексии. Человек
осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью
приобретенного в социальном взаимодействии языка (при
помощи категорий, выработанных в языке).
5. Идентичность выполняет ряд функций: ориентацион-
ную, структурную, целевую, экзистенциальную. Она функционально
придает целостность, непрерывность и определенность
личности, обеспечивает сходство с одними людьми и
категориями и отличия от других, лежит в основе регуляции
поведения в соответствующих условиях.