Эмоциональным состояниям, самосценке?

Представим некоторые показатели эмоциональных состояний,

самооценки в рисунке человеческой фигуры.

• Грубое искажение формы тела, грубо асимметричная

фигура, неверное расположение отдельных частей тела или

грубое нарушение пропорций могут говорить о сенсомоторных

нарушениях, вызванных органическим поражением мозга, о

высокой импульсивности, состоянии острого стресса (или

психическом заболевании).

• Изображение нарочито уродливой фигуры типично при

негативизме и часто встречается при остро протекающем

82 Глава 2. ДИАГНОСТИКА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

кризисе. Оно нередко свидетельствует об асоциальных или

антисоциальных тенденциях.

• Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности.

Как правило, стирания приводят к ухудшению,

а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым,

что служат выражением конфликта.

• Длинные волосы, тщательно нарисованная прическа

или шляпа — признак демонстративности.

• Маленькие размеры фигуры (когда занимается лишь

маленькая область доступного пространства) могут говорить о

депрессии и чувстве неприспособленности, незащищенности,

тревожности, низкой самооценке.

• Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-

видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

• Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная

в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

• Свободный, среднего размера рисунок, с четким легким

контуром в центральной части листа может говорить об адекватной

самооценке, хорошей приспособленности, развитом

чувстве безопасности.

• Если человек занимает рисунком преимущественно

верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму.

• Расположение фигуры в нижней части листа часто

свидетельствует о чувстве угнетенности, подавленности.

Данные, полученные в процессе анализа проективного

рисунка человека, требуют своего подтверждения результатами

выполнения других методик. Особенно важно сопоставление

их с методикой «Кто Я?».

Перейдем к рассмотрению обработки и интерпретации

этого метода.

МЕТОДИКА «КТО Я?»

Исходные положения интерпретации

и особенности обработки методики

Общие сведения. Авторы М. Кун, Т. Макпартленд, модификация

инструкции и обработки Румянцевой Т. В.

Этот известный тест используется для изучения содержательных

характеристик идентичности личности [3]. Вопрос

2.2. Исследование индивидуальных особенностей... 83

«Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного

восприятиячеловеком самого себя, то есть с его образом

«Я» или Я-концепцией.

? Что важно учитывать при обработке

Методики «Кто Я»?

Исходные положения интерпретации:

1. Понятие идентичности относится к области самосознания

личности и складывается из обобщения реакций

самого человека на мнение о нем окружающих людей.

Особую роль при этом играют первичные группы (семья,

друзья, соседи и т. д.), которые непосредственно влияют на

формирование представления о себе и своем месте среди

других людей.

2. Идентичность формируется в результате взаимодействия

с другими людьми, усвоения общественных норм,

ценностей, способов деятельности, то есть представляет

собой своеобразное отражение обобщенных взаимодействий

(интеракций), имеющих место в ходе личностного, неформального,

непосредственного общения.

3. Согласно Дж. Мид есть два основных логически

связанных типа (уровня) идентичности: неосознаваемая и

осознаваемая, которые демонстрируют переход от неосознанно

принятых норм, ролей и привычек другого человека к

осмысленному отношению к себе и своему поведению. Так,

наличие осознаваемой идентичности у человека говорит об

имеющейся у него личностной свободе (относительной), возможности

думать о цели и тактике своего поведения.

4. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности

возможен только при наличии рефлексии. Человек

осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью

приобретенного в социальном взаимодействии языка (при

помощи категорий, выработанных в языке).

5. Идентичность выполняет ряд функций: ориентацион-

ную, структурную, целевую, экзистенциальную. Она функционально

придает целостность, непрерывность и определенность

личности, обеспечивает сходство с одними людьми и

категориями и отличия от других, лежит в основе регуляции

поведения в соответствующих условиях.

Наши рекомендации