Цель, признаки и условия эффективной
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
По сути, именно от того, как понимается цель психологической
помощи, зависит формулировка условий и
/ .2. Условия эффективной помощи семье и супругам 17
определение способов достижения желаемого результата
консультирования. Поэтому вопрос о цели консультирования
является ключевым для всего содержания работы консультанта
с клиентом.
? Что является целью консультирования?
Нет однозначно принятой трактовки цели психологического
консультирования. Различные авторы дают различные
определения. С практической точки зрения наиболее удачная
формулировка принадлежит Р. Нельсон-Джоунс, согласно
которой конечная цель консультирования состоит в том,
чтобы научить клиента оказывать помощь самому себе и
таким образом научить его быть своим собственным консультантом
[20].
Именно такое понимание цели консультирования будет
лежать в основе нашего дальнейшего изложения.
Q Коковы признаки и условия эффективной
• ПОМОЩИ?
Отталкиваясь от представленной цели консультирования,
выделим условия и признаки ее достижения (рис. 2).
Итак, достижение цели консультирования зависит от
активного участия в процессе взаимодействия как консультанта,
так и клиента.
? За счет чего обеспечиваемся выполнение условий
Эффективной помощи?
Представим основные составляющие эффективной работы
консультанта в виде схемы (рис. 3).
Кратко раскроем, что подразумевают под собой указанные
составляющие работы консультанта.
? Что должен знать консультант при оказании
Психологической помощи?
Особое значение отводится теоретической подготовке
консультанта, знанию им концепций, определяющих основные
подходы как к психологическому консультированию в целом,
ЦЕЛЬ консультирования:
научить клиента оказывать
помощь самому себе
↓
Необходимые УСЛОВИЯ достижения
↓
Зависящие
от консультанта:
•уважение к опыту клиента;
• вера в способность
клиента решать свои
проблемы, меняться;
• умение решать свои
проблемы;
• умение выделить
и истолковать проблему
клиента;
• умение привлечь клиента
к обсуждению вариантов
решения его проблемы;
• помощь в обучении новым
способам решения
↓
↔
↓
Зависящие
от клиента:
•доверие к консультанту;
• желание решить свою
проблему, готовность
к изменениям;
• принятие ответственности
на себя;
• умение выразить свою
проблему;
• готовность клиента
по-новому взглянуть
на свою проблему;
•осуществление
«тренировки» новых
способов решения
↓
Признаки достижения цели:
• улучшение самочувствия;
• формирование адекватной самооценки;
• улучшение самопонимания;
• новое осмысление проблемы;
• улучшение способности к саморегуляции
↓
РЕЗУЛЬТАТ:
Клиент умеет оказывать помощь
самому себе:
решает проблемы + улучшает свои
взаимоотношения
Рис. 2. Модель условий эффективной помощи
1.2. Условия эффективной помощи семье и супругам 19
Теоретическая подготовка
консультанта
Понимание сущности
психологической проблемы
Определение меры ответственности
консультанта и клиента
Осознание профессиональной
позиции (роли) консультанта
Создание и поддержание атмосферы
безопасности и доверия
Знание динамики и содержания
психологического консультирования
Владение различными приемами
и техниками диалога с клиентом
Рис. 3. Составляющие эффективной работы консультанта
так и к разрешению семейных, супружеских проблем. Прежде
всего, это известные всем профессионалам подходы:
1) психоаналитический;
2) бихевиористский;
3) когнитивный;
4) гуманистический;
5) экзистенциальный;
6) системный.
Семейное консультирование может осуществляться в
рамках любого из указанных теоретических направлений.
Именно теоретические представления составляют основу
для понимания и истолкования проблем клиента, являются
отправной точкой для выстраивания всего консультативного
процесса.
Поскольку в нашу задачу не входит теоретическое описание
каждого из подходов к семейному и супружескому
консультированию, сделаем ссылку на литературу, в которой
Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
они представленыдостаточно развернуто и глубоко [6, 8, 13,
14, 20, 29, 30,31,34].
СУЩНОСТЬ И ТРАКТОВКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Важным аспектом теоретической подготовки является понимание
сущности и трактовка психологической проблемы.
( Чмег шямге ирайлемл?
На этот вопрос возможны разные ответы. Представим
понимание проблемы, исходя из психоаналитической модели
психологической помощи. Схематично строение психологической
проблемы можно представить следующим образом
(рис. 4):
Рис. 4. Строение психологической проблемы
Чтобы раскрыть наше понимание психологической проблемы,
остановимся на используемых для этого терминах.
При анализе сути психологической проблемы в процессе
консультирования важно различать следующие наиболее
1.2. Условия эффективной помощи семье и супругам 21
часто используемые термины: симптом, запрос, локус жалобы,
объективная реальность, субъективная реальность
(или внутренняя картина мира), проблема, сопротивление,
гипотеза, интерпретация.
Психологическая проблема — это проявление субъективной
реальности человека, отражение особенностей его
внутренней картины мира, то, что вызывает беспокойство,
психологический дискомфорт или страдание. «Проблема — это
не то, что происходит с человеком, а то, как он к этому относится...,
объективных оснований для психологических проблем
не существует; психологическая проблема заключается не в
ситуации, а в способе ее восприятия человеком» [24, с. 10].
Чаще всего поводом для обращения за психологической
помощью служат симптомы (лежащие на поверхности
проявления проблемы, которые осознаются человеком как
неприемлемые и сопровождаются отрицательными переживаниями):
«одиночество», «частые ссоры с супругом», «измена
супруга» и т. д.
Таким образом, о наличии у себя проблемы человек «узнает
» по беспокоящим его симптомам, которые он и считает
проблемой, а ответственность за них возлагает на внешний
по отношению к нему мир: «Настоящие мужчины перевелись,
'доверять никому нельзя, много работы, поэтому я одинока»,
«Меня никто не любит, всем женщинам нужны только деньги,
на работе мне мало платят, родили меня некрасивым». Считая,
что страдания ему причиняет окружающий мир, человек
не осознает своего непосредственного отношения к происходящим
в его жизни событиям и тем самым делает свою
проблему неразрешимой.
Высказывание клиента в рамках консультативного процесса,
содержащее просьбу (жалобу) или формулировку цели
обращения к специалисту обозначается как запрос. Например:
«я не знаю, как знакомиться», «повлияйте на ребенка»,
«помогите сохранить семью».
Направление ответственности за возникновение проблемы
и проявляющиеся симптомы, которые высказываются
клиентом, задают локус жалобы (кому или чему приписывается
вина за страдание).
Осмысление полученной от клиента информации приводит
к формулированию консультантом гипотез. По мнению
22 Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В. К. Лосевой и А. И. Лунькова, гипотеза представляет собой
«набор утверждений, устанавливающих связи между событиями
жизни, детерминированными с точки зрения пациента
извне, его психическими состояниями (переживаниями,
чувствами), явившимися результатом не всегда осознанной
переработки этих событий, и поступками, всегда являющимися
результатом личного выбора, независимо от того, признает
ли пациент это или нет» [16, с. 16].
Ю. Е. Алешина отмечает, что каждая гипотеза в психологическом
консультировании представляет собой попытку
консультанта понять ситуацию клиента, это «концептуальное
видение того, о чем говорит клиент». Гипотезы — это, по
сути, «варианты более конструктивных позиций в ситуации,
вероятные способы переориентации клиента в его отношении
к своим проблемам» [2, с. 36-37].
Выраженная вслух консультантом гипотеза называется
Интерпретацией.
Проявление клиентом психологической защиты от осознания
подлинной причины своей проблемы обозначается
как сопротивление. По большому счету все, что мешает
конструктивной работе, является сопротивлением. Проявляется
сопротивление по-разному: клиент может опаздывать,
избегать определенной темы обсуждения, молчать, вести
разговор на посторонние темы и т. д.
Таким образом, глубинная проблема клиентом чаще
всего не осознается в силу действия механизмов психологической
защиты. В сознании представлен только сам запрос
или жалоба.
КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ
АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ
? Каковы отправные точки анализа
Психологической проблемы?
Какие исходные идеи помогут консультанту выделить и
осмыслить проблему клиента?
При ответе на данный вопрос мы будем опираться
в основном на взгляды и подходы к психологическому
консультированию Ю. Е. Алешиной, С. В. Петрушина, положения
проблемно-ориентированной психологической помощи,
1.2. Условия эффективной помощи семье и супругам 23
сформулированные В. К. Лосевой и А. И. Луньковым, а также
на свой опыт работы в качестве психолога.
Раскроем ключевые идеи, лежащие в основе работы с
психологической проблемой в процессе консультирования.
1. Прежде всего, сам приход к консультанту означает,
что самостоятельные попытки клиента понять и решить свою
проблему, исходя из имеющейся у него картины мира, не
увенчались успехом. Ему требуется помощь в нахождении
нового взгляда и подхода к рассматриваемой проблеме,
помощь в осознании лежащих в ее основе потребностей и
нахождении приемлемых способов их удовлетворения. Поэтому
чаще всего го, что первоначально человек считает
проблемой, ею не является.
2. Человек, обратившийся за помощью, является лишь носителем
проблемы. Консультант в консультативном процессе
взаимодействует со здоровой частью «Я» клиента, помогая
вывести его в позицию «наблюдателя», подразумевая, что
человек сам может посмотреть на свою проблему со стороны
и найти способы ее решения.
3. Как правило, психологическая проблема полностью не
осознается клиентом и связана с каким-то неудовлетворенным
(чаще запретным) желанием или с трудностями в нахождении
наиболее приемлемых способов его удовлетворения.
Это отражается в следующих формулировках клиента: «Хочу
иметь семью, но на меня никто не обраи^ет внимания», «Я
все делаю для семьи, а меня не ценят», «Все перепробовала,
чтобы похудеть, но не получается».
4. Игнорирование человеком своих желаний приводит к
усилению внутреннего конфликта, что проявляется в преобладании
во внутренней картине мира императивов «надо» и
«должен». При этом анализ своих поступков превращается в
поиск виноватых.
5. Разнообразное содержание проблемы клиента можно
выразить через пять модальностей его внутреннего мира,
которые, по мнению Г. С. Абрамовой, относительно независимы
по проявлениям:
• чувствую;
• хочу (цели);
• могу (возможности);
24 Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
• думаю;
• «я» (Я-концепция).
Исходя из этого, варианты формулировки проблем можно
представить следующим образом:
• «Я чувствую, но не знаю»,
• «Я думаю, но не чувствую»
• «Я хочу, но не могу»,
• «Я могу, но не чувствую»,
• «Я не как все» и т. п. [1].
6. Согласно образному представлению С. В. Петрушина
можно говорить о «двухслойности проблемы». На примере
типичной формулировки проблемы — «Я хочу, но не могу» —
раскроем ее «двухслойность». Под слоями психологической
проблемы подразумеваются желания, поэтому в каждой
проблеме можно выделить как минимум два желания. Первое
желание — «Хочу» — осознается человеком, но так как человек
не может его осуществить, значит, можно предположить
существование другого неосознаваемого желания — «Чтобы
ничего не менялось». Поэтому, работая над проблемой клиента,
консультант обнаруживает столкновение нескольких
его желаний: «конструктивного» (того, что привело клиента к
психологу и отражает стремление к переменам, к прекращению
внутреннего дискомфорта) и «деструктивного» (того, что
отражает страх перед изменениями и сохраняет существующее
положение вещей). Психологическая помощь в данном
случае заключается в том, чтобы помочь «проигрывающей»
рациональной части справиться с деструктивной. В процессе
этой работы усиливается конфликт между конструктивными
и деструктивными желаниями, что проявляется в росте сопротивления
у клиента. С. В. Петрушин подчеркивает, что
«правильная тактика для снятия сопротивления заключается
не в борьбе с ним, а в изучении его» [24, с. 34].
7. «Психологическая проблема возникает тогда, когда человек
что-то делает, но не хочет признать в этом исполнение
своего желания: «Я не хотел, но опоздал», «Я не хотел, но
простудился», «Я не хотел, но мы расстались» и т. п. Решением
психологической проблемы будет не объяснение этого события
внешними причинами (при этом еще больше усиливается
роль жертвы и внутренний конфликт между действием и осоз-
наванием ответственности за него), а осознавание действияpar 1.2. Условия эффективной помощи семье и супругам 25
как своего (в таком случае человек обретает внутренний мир
и гармонию). Более точно — помочь увидеть в «невольных»
«ошибочных действиях человека отражение конфликта его
внутренних желаний: «Я хотел прийти вовремя и не хотел
приходить», «Я хотел быть здоровым и хотел отлежаться»,
«Я хотел с ним дружить и хотел жить один»« [24].
8. При осмыслении проблемы клиента важно исходить
из того, что в поведении человека нет ничего случайного, на
все есть причины, лежащие в основе его желаний. Внешние
обстоятельства являются только следствием реализации желаний
человека. Отсюда вытекают следующие выводы:
• если человек чего-то хочет, то он это делает;
• если человек что-то сделал, значит, он этого хотел;
• если человек сделал то, чего не хотел, значит, проявилось
неосознанное (скрытое от него) желание;
• каждый человек свободен, но не каждый хочет себе в
этом признаться;
• человека нельзя обмануть, унизить или оскорбить. Он
сам обманывается, унижается и оскорбляется. Если
есть такие желания, повод найдется. С. В. Петрушин
отмечает, что слова типа «надо», «должен», «боюсь»,
«необходимо» являются тонкими способами снятия с
себя ответственности за исполнение своих желаний.
9. Отправной точкой поиска причин поведения клиента
является не то, что человек думает о своих желаниях, а то,
что он сделал. «Отсюда базовый подход, при котором можно
понимать человека и помогать ему: каждый человек делает
только то, что хочет» [24, с. 32].
10. «Проблема возникает в результате смешения нескольких
различных желаний. Для ее разрешения необходимо эти
желания разъединить, выяснить суть каждого из желаний,
явные и сокрытые выигрыши и перестроить взаимосвязь
8тих желаний из конкурирующих (и обедняющих человека) в
сотрудничающие (обогащающие)» [24, с. 34].
11. Проблемы и симптомы содержат в себе две позитивные
функции: знаковую и энергетическую.
В. К. Лосева и А. И. Луньков отмечают, что проблемы являются
знаками для развертывания процесса самопознания
(фиксируются и развиваются только тогда, когда игнорируются
26 Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
и не разрешаются). Также проблемы несут в себе запас энергии.
Задерживая нормальный ход удовлетворения потребностей
и «строя защитные приспособления», проблемы аккумулируют,
как «плотины», много психической энергии. «Пока они не
разрешаются, эта энергия находится как бы в «связанном»
виде. Но в случае разрешения проблемы она из препятствия,
«плотины» превращается в «трамплин», усиливающий
освобождение энергии в соответствии с осознанной целью.
Человек получает в свое распоряжение свои собственные
ресурсы, до поры до времени «связанные» в нем проблемой
или симптомом» [16].
12. Таким образом, решение проблемы заключается не в
избавлении и не в излечении человека от чего-либо. Задача
консультанта не в том, чтобы понять, в чем проблема человека,
а в том, чтобы помочь клиенту увидеть ее самому. Консультант
помогает клиенту научиться осознавать конфликтность своих
желаний, жить с этим, помогает примирить его фантазии с
реальностью.