Разбор конкретных ситуаций -
Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образовани
Профиль Психология образования
Квалификация бакалавр
Форма обучения очная
Учебный план 15-21 Психолого-педагогическое образование/ Психология образования, 2014
Владикавказ
Оглавление
1. | Лист согласования ……………………………………………..3 | |
2. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ………………………4 | |
3. | Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы …………………………………5 | |
4. | Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контрактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………….………………………….6 | |
5. | Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ……………7 | |
6. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) …………………………………….…………………11 | |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) ……… 14 | |
8. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) …………………………………………………….. 18 | |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) ……………………………………… 19 | |
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) …………………………………………………………………. 39 | |
11. | Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) ……………………………………………………. 41 | |
12. | Структура контрольных мероприятий …………………… 42 |
Лист согласования
Рабочая программа дисциплины «Методы коррекционно-развивающей работы психолога» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование, бакалавр от «18» января 2015 г. №1457 и учебным планом №15-21, утвержден 30.06.2015 г. протокол №12
Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры психологии
«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Заведующий кафедрой __________________ / Гуцунаева Светлана Владимировна
Составитель (и) рабочей программы дисциплины (модуля): Абаева Инна Владимировна, доцент, кн.пс.н.
Рабочая программа дисциплины утверждена на совете психолого-педагогического факультета
«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Декан факультета _______________________ / Гугкаева Ирина Таймуразовна
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
44.03.02 Психолого-педагогическое образовании, профиль Психология образования
1. Виды деятельности
– психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнтельного и профессионального образования;
2. Планируемые результаты обучения:
№ | Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения: | ||
Знания (З) | Умения (У) | Навыки и (или) опыт деятельности (Н) | ||
готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи | 4.теоретико-методологические основы коррекционно-развивающей работы; 5.современные подходы к организации и методическому обеспечению коррекционного процесса; 6.специфику применения психокоррекционных методов; | 5.выбирать методы психологической коррекции ребенка в зависимости от его развития; 6.адаптировать методы и технологии в зависимости от возрастных особенностей; 7.проводить количественный и качественный анализ результатов коррекционно-развивающего воздействия; 8.разрабатывать индивидуальную программу коррекционно-развивающего воздействия; | 3.навыками диагностики проблем в поведении и развитии обучающихся и выбора психокоррекционного метода; 4.навыками психокоррекционной работы с различными психическими состояниями; 5.приемами составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития детей на основе психокоррекционной работы. |
Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Место дисциплины в структуре образовательной программы: Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части ОП.
Для успешного освоения дисциплины «Методы коррекционно-развивающей работы психолога» студент должен
знать:
- особенности развития психики на различных этапах онтогенеза;
- профессиональные функции психолога образования;
- этические нормы профессиональной деятельности психолога;
- методы коррекционной деятельности с различными возрастными группами.
уметь:
- строить диалогическое взаимодействие;
- определять границы профессиональной ответственности и область профессиональных возможностей;
владеть:
- методами наблюдения, беседы, рефлексии, саморегуляции;
Изучение и освоение студентами дисциплины «Методы коррекционно-развивающей работы психолога» непосредственно связано с реализацией в учебном процессе следующих дисциплин:
Анатомия и возрастная физиология,
Общая и экспериментальная психология,
Введение в профессиональную деятельность психолога образования, Психология развития 1 сем,
Психолого-педагогическая диагностика 3 сем.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контрактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной деятельности | Зачетные единицы | Академические часы, из них по семестрам: | Семестр (количество семестров в соответствии с учебным планом) | |||
Аудиторные занятия (всего) | ||||||
В том числе: | - | - | - | - | - | - |
Лекционные занятия (ЛЗ) | ||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||
Семинары (С) | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||
Коллоквиумы (К) | ||||||
Самостоятельная работа (всего) (СР) | ||||||
В том числе: | - | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | ||||||
Реферат | ||||||
Другие виды самостоятельной работы | ||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | зачет | ||||
Общая трудоемкость | 4 з.ед. |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
№ | Наименование темы | Содержание | Количество часов | ||||||||||||||
Очная | Очно-заочная | Заочная | |||||||||||||||
ЛЗ | Из них в инте- ракт. форме | ПЗ | Из них в инте- ракт. форме | СР | ЛЗ | Из них в инте- ракт. форме | ПЗ | Из них в инте- ракт. форме | СР | ЛЗ | Из них в инте- ракт. форме | ПЗ | Из них в инте- ракт. форме | СР | |||
Тема: Методологические основы коррекционно-развивающей деятельности психолога образования | Коррекционно-развивающая работа психолога образования как один из видов практической деятельности. Предмет, объект, цели, задачи коррекционно-развивающей работы. Методологические принципы организации коррекционно-развивающей работы: принцип системности, принцип учета индивидуально - личностных особенностей, деятельностный подход, принцип возрастания сложности. Расширение сфер применения методов коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Специфические черты коррекционного процесса. Единство коррекции, развития и профилактики. Основные коррекционные подходы и технологии. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. | ||||||||||||||||
Виды и формы коррекционно-развивающей работы | Виды коррекции: по критерию, по характеру направленности содержания, по масштабу. Особенности индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Достоинства и недостатки, показания. Позиция психолога. Установление раппорта. Конгруэнтность. Достижение желаемого результата. Этапы коррекционного процесса. Групповая форма коррекционно-развивающей работы. Показания и противопоказания. Групповые процессы и признаки. Виды групп. | ||||||||||||||||
Методологические основы составления коррекционно-развивающих программ | Принципы составления коррекционно-развивающих программ. Алгоритм составления коррекционно-развивающих программ. Требования к составлению коррекционно-развивающих программ. Оценка эффективности коррекционно-развивающих мероприятий, программ. | ||||||||||||||||
Содержание и принципы коррекционно-развивющей работы педагога-психолога на разных этапах психического развитияребенка. | Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений.. Психокоррекция семейных отношений Семья как объект психокоррекционного воздействия Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений | ||||||||||||||||
Методы коррекционно-развивающей работы, предполагающие воздействие на поведенческую сферу | Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации Иммерсионные методы Методы, основанные на принципе биологической обратной связи. Жетонный" мето. Метод морит. Холдинг. Имаго-метод | ||||||||||||||||
Техники психодинамического направления | Коррекционные воздействия в классическом психоанализе Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера Клиент-центрированный подход к. Роджерса Логотерапия приемы воздействия Экзистенциальное направление | ||||||||||||||||
Техники гуманистической психологии | рационально-эмотивная терапия (рэт) А. Эллиса Когнитивный подход А. Бека Реальностная терапия У. Глассера Трансактный анализ Трансактный анализ Э. Берна Гештальттерапия Ф. Перлза | ||||||||||||||||
Игровые метод ы психолого-педагогической коррекции | Общая характеристика метода Основные виды и формы игротерапии Игровая комната и ее оснащение Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту | ||||||||||||||||
Методы арттерапии в коррекционно-развивающей работе | Общая характеристика метода Музыкотерапия библиотерапия Танцевальная терапия Проективный рисунок Сочинение историй Сказкотерапия Куклотерапия . | ||||||||||||||||
Психодрама, драматерапия и символдрама как методы псиокоррекции | Описание метода символдрамы. Формы и виды психодрамы Методики психодрамы | ||||||||||||||||
Итого: |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
№ | Наименование темы | Основные вопросы | Кол-во часов | Оценочные средства | Учебно-методическое обеспечение | |
Методологические основы коррекционно-развивающей деятельности психолога образования | «Психологический анамнез», «Психологический диагноз», «Психологический прогноз» схемы и этапы составления. Методы получения информации. | Реферат, контрольная работа | Основная литература: Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов/ Линде Н.Д.- М.: Аспект Пресс, 2013.— 272 c Дополнительная литература: Михаленкова И.А. Психологическая коррекция и консультирование: методические рекомендации по практике для студентов по специальности 031900 «Специальная психология» — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006.— 48 c | |||
Виды и формы коррекционно-развивающей работы | Правила осуществления психологического воздействия. Особенности и методы оценка эффективности с позиции: - психолога, - клиента, -ближнего окружения. Психологическое консультирование как метод КР. Использование методов с разными возрастными группами. | Реферат, контрольная работа | Основная литература: Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов/ Линде Н.Д.- М.: Аспект Пресс, 2013.— 272 c Дополнительная литература: Михаленкова И.А. Психологическая коррекция и консультирование: методические рекомендации по практике для студентов по специальности 031900 «Специальная психология» — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006.— 48 c Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии: пособие для самостоятельной работы для студентов факультета клинической психологии, для клинических психологов.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009.— 39 c. | |||
Методологические основы составления коррекционно-развивающих программ | Алгоритм составления психокоррекционной программы. - цели и задачи ПК - методологическое направление - формы ПКР - режим работы - этапы работы Содержание психокор-рекционного блока: - диагностический - коррекционный -оценка эффективности | Реферат, контрольная работа | Основная литература: Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов/ Линде Н.Д.- М.: Аспект Пресс, 2013.— 272 c Дополнительная литература: Михаленкова И.А. Психологическая коррекция и консультирование: методические рекомендации по практике для студентов по специальности 031900 «Специальная психология» — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006.— 48 c Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии: пособие для самостоятельной работы для студентов факультета клинической психологии, для клинических психологов.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009.— 39 c. | |||
Индивидуальные и групповые методы коррекционно-развивающей работы | Индивидуальная психокоррекция Показания к индивидуальной психокоррекции Психологические особенности индивидуальной психокоррекции. Групповая психокоррекция Специфика групповой формы психокоррекции Особенности комплектования группы Групповая динамика Руководство психокоррекционной группой | Реферат, контрольная работа | Основная литература: Дополнительная литература: Михаленкова И.А. Психологическая коррекция и консультирование: методические рекомендации по практике для студентов по специальности 031900 «Специальная психология» — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006.— 48 c . | |||
Методы практической коррекции с различными возрастными группами | Методические принципы использования методов коррекции в соответствии с возрастным ресурсом. Методические основы проведения игровой терапии, игровая терапия с различным материалом. Особенности и ограничения в использовании аналитических методов | Реферат, контрольная работа | Основная литература: Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 162 c. Николаенко Я.Н. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов/ Николаенко Я.Н., Колосова Т.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013.— 88 c. Дополнительная литература: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: диагностика и коррекция.— М.: Генезис, 2009.— 216 c. | |||
Методы коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями в поведении и развитии | Характеристика проблем детей с трудностями в поведении и развитии: критерии проявления, особенности организации взаимодействия в рамках коррекционно-развивающей работы | Реферат, контрольная работа | Основная литература: Ипатов А.В. Технология коррекции аутодеструктивного поведения подростков: учебное пособие— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 201 c. Быкова И.С. Учение о неврозах: учебное пособие для самостоятельной работы студентов факультета клинической психологии.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009.— 45 c Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе.-Саратов: Вузовское образование, 2013.— 161 c Дополнительная литература: Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2009.— 477 c. | |||
Итого: |
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Быкова И.С., Краснощекова И.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Н.Б.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22989.— ЭБС «IPRbooks»
3. Ерзин А.И. Диагностика и коррекция агрессивного поведения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ерзин А.И.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2012.— 254 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21803.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Ипатов А.В. Технология коррекции аутодеструктивного поведения подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ипатов А.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 201 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31700.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: монография/ Князева Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 161 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12814.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ О.Ю. Кравец [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39667.— ЭБС «IPRbooks»
7. Николаенко Я.Н. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов/ Николаенко Я.Н., Колосова Т.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29975.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
8. Пахальян В.Э. Практическая психология. Введение [Электронный ресурс]/ Пахальян В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 198 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29297.— ЭБС «IPRbooks»,
9. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования. Методология и организация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пахальян В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 197 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/37677.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
10. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пахальян В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29300.— ЭБС «IPRbooks»,
Дополнительная литература
1. Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии: пособие для самостоятельной работы для студентов факультета клинической психологии, для клинических психологов.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009.— 39 c.
2. Быкова И.С. Учение о неврозах [Электронный ресурс]: учебное пособие для самостоятельной работы студентов факультета клинической психологии/ Быкова И.С.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009.— 45 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21874.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление [Электронный ресурс]/ Бодров В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2006.— 528 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7387.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: диагностика и коррекция/ Долгова А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Генезис, 2009.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19348.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия [Электронный ресурс]/ Е.И. Ананьева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2009.— 477 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22981.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Михаленкова И.А. Психологическая коррекция и консультирование [Электронный ресурс]: методические рекомендации по практике для студентов по специальности 031900 «Специальная психология»/ Михаленкова И.А., Логинова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29991.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Основные источники:
1. http://koob.ru
2. http://ihtik.lib.ru
3. http://elibrary.ru
4. http://psy.1september.ru
5. http://almanah.ikprao.ru/aktualnyj-nomer
6. http://psyjournals.ru
Дополнительные источники:
1. http://rospsy.ru/
2. http://www.voppsy.ru/
3. http://www.psycho.ru
4. http://psi.webzone.ru
5. http://www.apa.org/
6. http://www.psychiatr.ru/
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания для обучающихся к лекционным занятиям
Лекционные занятия предназначены для обеспечения теоретического осмысления и обобщения студентами с помощью преподавателя сложных разделов курса, которые освещаются в основном на проблемном уровне.
Лекция в рамках данного курсаразвивает такие умения как:
- оценивать положительные и отрицательные стороны изучаемых явлений, концепций и технологий;
- использовать различные стратегии решения проблем, с опорой на аналитико-синтетическую деятельность;
- формулировать и задавать вопросы с учётом использования межпредметных связей с другими дисциплинами;
- принимать обдуманные решения, основанные на научной аргументации и научных фактах.
Формы проведения лекционных занятий: традиционная вузовская лекция, проблемная лекция, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с применением дидактических методов, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция-дискуссия, лекция-исследование.
Средства реализации лекций: учебно-методические материалы (книги, пособия, конспекты, планы, программы и тп.), иллюстративно-изобразительная наглядность (образная, символическая, схематическая, графическая), технические демонстрационные средства (проектор, мультимедийные средства), средства словесно-образной наглядности, информационные ресурсы сети Интернет.
Методические указания для обучающихся к практическим занятиям
Характеристика задач, форм и средств реализации практических занятий
Задачи практических занятий:
- умение интегрировать знания из смежных областей для объяснений причинно – следственных зависимостей,
- умение правильно оценить психологическое состояние личности, особенности психологического развития ребенка, межличностные отношения в семье и социальной микросреде и др.;
- оперировать вариативными способами оказания психологической помощи ребенку и семье;
- умение переносить полученные знания в практическую деятельность при решении конкретных практических задач: подбирать и адаптировать методы психологической коррекции с учетом возраста ребенка и имеющегося у него отклонения в развитии;
- умение сотрудничать и работать в проблемных группах;
- умение разрабатывать коррекционные программы и реализовывать их в практической деятельности.
Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинара, либо в виде практических работ по заранее известной тематике. Большинство практических занятий проводится в виде деловых ситуационных игр. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.
Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений в различных искусственно созданных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме.
Дискуссия– форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.
Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.
Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Содержание практических занятий
Тема 1. Психологическая коррекция в структуре психологической помощи
Цель: познакомить студентов с базовыми понятиями формами и видами коррекции курса.
Понятийный аппарат: консультирование, психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, симптоматическая, каузальная коррекция; индивидуальная микрогрупповая, групповая форма; общая, частная, специальная психокоррекция; норма психического развития,
Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения.
1. Категориальный аппарат дисциплины.
2. Связь психокоррекции с другими видами психологической помощи
3. Основные направления и области постановки коррекционных целей.
4. Виды психологической коррекции и их взаимосвязь.
5.Характеристика основных форм психокоррекции.
6. Виды коррекции по масштабам решаемых задач.
7. Уровни анализа категории нормы психического развития.
8. Общая характеристика позиций терапевта в ориентации на клиента
Тема 2. Принципы организации психологической коррекции и психокоррекционных программ.
Цель: выявить взаимосвязь и взаимообусловленность основных принципов психологической коррекции и коррекционных программ.
Понятийный аппарат: принцип, принцип единства диагностики и коррекции, принцип нормативности, принцип системности, деятельностный принцип коррекции, принцип коррекции "сверху вниз", принцип коррекции «снизу – вверх», принцип учёта индивидуальных и личностных особенностей ребёнка
Формы работы: собеседование по вопросам, составление сравнительных характеристик, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения.
1. Цели и задачи принципов психокоррекции.
2. Основные элементы психокоррекционной ситуации.
3.Основные компоненты готовности психолога к психокоррекционному воздействию.
4. Основные принципы составления коррекционно – развивающих программ.
5. Виды коррекционных программ.
6. Основные требования к составлению психокоррекционных программ.
Тема 3. Классификация методов психологической коррекции
Цель: познакомить студентов с традиционными и нетрадиционными методами психологической коррекции.
Понятийный аппарат: метод, клиническая беседа, интервью, терапевтическое интервью, релаксация, игра, психогимнастика, коррекционная ритмика, психотренинг, гипноз, аутогенная тренировка, анималотерапия.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление опорной схемы, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения
1. Традиционные методы коррекции.
2. Клинические методы коррекции.
3. Терапевтические методы коррекции.
3. Психотерапевтические методы коррекции.
4. Тренинг как метод коррекции.
5. Нетрадиционные методы коррекции.
6. Психогимнастика, её цели и задачи.
7. Психоритмика, как метод коррекции.
Тема 4. Игровая терапия как метод коррекции
Цель: познакомить студентов с особенностями игры как метода психокоррекции
Понятийный аппарат: игра, игровая терапия, терапия отреагирования, катарсис, эмоциональное отреагирование, директивная игротерапия, недирективная игротерапия, структурированная, неструктурированная игротерапия.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление плана-конспекта, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения.
1. Общая характеристика метода.
2. Основные виды и формы игротерапии.
3. Индивидуальная и групповая игротерапия.
4. Игровая комната и ее оснащение.
5. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.
Тема 5. Арттерапия как метод психокоррекции
Цель: познакомить студентов с основными видами арттерапии и спецификой их воздействия на личность.
Понятийный аппарат: арттерапия, катарсис, сублимация, кинезитерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, психодрама, имаготерапия.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.
2. Краткий исторический очерк использования искусства в лечении и коррекции.
3. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на использование искусства в развитии и коррекции детей с проблемами в развитии.
4. Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие.
5. Эффективность сказкотерапии и её показания.
6. Особенности влияния различных музыкальных инструментов на психическое состояние личности.
Тема 6. Изотерапия как метод коррекции
Цель: познакомить студентов с технологией коррекционного воздействия изотерапии
Понятийный аппарат: арттерапия, изотерапия, проективный рисунок, методики проективного рисования, интерпретация.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения:
1. Изотерапия как разновидность арттерапии
2.Основные формы организации изотерапии.
3. Методика проективного рисования.
4. Оборудование изотерапевтических кабинетов.
5. Связь изотерапии с другими видами терапии.
Тема 7. Методы поведенческой коррекции.
Цель: познакомить студентов с техниками и приёмами поведенческой коррекции
Понятийный аппарат: психотерапия, техника психотерапии, поведенческая коррекция, систематическая десенсибилазация, жетонные программы, холдинг.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения:
1. Теоре