Сущность воспитания. Особенности воспитательного процесса
Сущность воспитания заключается в формировании мотивов поведения, доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения.
Среди мотивов поведения особенно существенную роль играют идеалы и убеждения. Л.С. Выготский ставил вопрос о необходимости изучения идеалов ребенка, т.к. именно они играют огромную роль в овладении нравственным поведением. Отличительная черта психического развития заключается в том, что его результат в виде некоторого образца существует еще до начала развития в окружающей ребенка общественной среде. Такие образцы (идеалы) направляют и регулируют процессы развития.
Другим основополагающим мотивом является убеждение. Признак убеждения – наличие собственной оценки, ее аргументация. Особенно важно, чтобы мировоззрение стало убеждением и соответствующим побуждением, мотивом поведения и деятельности.
В процессе жизни у ребенка постепенно формируются и становятся устойчивыми такие мотивы, которые приобретают ведущее значение. Создается определенная иерархическая структура мотивационной сферы человека, которая обуславливает направленность личности. Выделяются три основных вида направленности личности:
- личная направленность (престижная, эгоистичная) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, самоутверждения, личного покоя;
- коллективистическая направленность (общественная или альтруистическая) имеет место тогда, когда поступки человека побуждаются преимущественно интересами и потребностями общества, коллектива, группы, других людей;
- деловая направленность, бескорыстный интерес к делу, познанию действительности возникает в случае, когда преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью; проявляется в увлечении процессом деятельности, бескорыстном стремлении к истине, овладении новыми умениями.
Посредством овладения доступных способов и форм поведения у детей формируются привычки. Ценность привычки в том, что при ее наличии многое выполняется автоматически, ребенку не надо задумываться – поступить так или иначе. Он поступает определенным образом в соответствии с тем, какая форма поведения для него характерна. Иначе он поступить не может в силу сложившегося стереотипа.
Критерии воспитанности.
- Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек – содержание нравственной сферы: то, чем руководствуется человек.
-Уровень преднамеренности, произвольности поведения – моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности, умения управлять своими желаниями, своим поведением.
Стержнем воспитанности, по мнению А.К. Марковой, является согласованность трех компонентов:
· нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе);
· нравственных убеждений и мотивов, целей, отношений, смыслов (то, что из нравственных знаний принимает ученик для себя как эталон);
· нравственных поступков и нравственного поведения.
На современном этапе общепризнанное определение воспитания пока еще отсутствует. Понятийное разнообразие создает некоторые сложности в структурировании составляющих проблемы воспитания.
Воспитание в широком смысле слова – это передача накопленного производственного, социального, духовного опыта от одного поколения другому. А.С. Макаренко считал воспитание процессом социальным в самом широком смысле, т.к. воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. На первом месте – родители и педагоги.
В науке существует много определений воспитания. Как явление педагогическое воспитание представляет собой сознательно организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учреждениях образования и через интеграцию структур социума.
Согласно концепции системного построения процесса воспитания, это явление определяется как целенаправленное управление процессом развития личности через создание для этого благоприятных условий. В педагогической практике широко употребляется данное определение.
С психолого-педагогической точки зрения понятие «воспитание» включает два признака любой педагогической деятельности: целенаправленный процесс и его результат, т.е. «воспитание» (процесс) и «воспитанность» (результат), которые предполагают изменение мировосприятия личности, обогащение ее сферы чувств, повышение уровня культуры поведения. Такое понимание воспитания позволяет педагогу, а также педагогическим коллективам работать не на количество воспитательных мероприятий, а на качество их итогов.
Глубинная сущность воспитания состоит не только и не столько в воздействии на растущего ребенка, сколько во включении его в разнообразные виды деятельности и общения по овладению различными сторонами общественного опыта, в стимулировании субъектности, творчества в деятельности и общении, формировании добросердечных отношений.
Особенностями воспитательного процесса являются: целенаправленность; многофакторность; отдаленность результатов от непосредственного воспитательного воздействия; непрерывность; особая роль педагога в воспитании: его личностные качества, ценности, черты характера, педагогические умения.