Усвоение знаний в учебной деятельности

Процесс усвоения знаний как предметная деятельность характеризуется следующими моментами:

- во-первых, это процесс, воспроизводящий общественно выработанные виды и способы деятельности в конкретно-исторических нормативах. Поэтому при организации обучения необходимо предварительно выделить: вид предметной деятельности, подлежащей усвоению, и учебную задачу, в которой она должна реализовать себя; выделить и фиксировать нормативы усваиваемой деятельности (параметры, и показатели); организовать ситуацию, в которой учащийся мог бы принять эту учебную задачу;

- во-вторых, усвоение есть деятельность, последовательно меняющая характеристики, сначала она выступает в материальной, внешней, развернутой форме, а потом через ряд промежуточных этапов превращается во внутреннюю, свернутую, автоматизированную форму. В соответствии с этим должна быть намечена программа усвоения (этапы) – формы действия и другие характеристики, которые оно приобретает на каждом из параметров. П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы этого процесса: материальная (материализованная) форма действия; форма речевого действия вслух; речевая форма (про себя); форма внутренней речи («умственная»).

Эти этапы необходимы в общем процессе усвоения. Теория усвоения знаний в результате выполнения учащимися определенной системы действий по этапам была разработана П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной (см. теории обучения). Согласно их концепции процесс усвоения проходит следующие этапы:

- этап предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения;

- этап составления ориентировочной основы действия (учащимся показывают, как в каком порядке выполнять действие);

- этап организации материального действия (работа с реальными предметами, с моделями); предметная деятельность сочетается с речевой;

- этап формирования действия как внешне-речевого; действия представлены в форме внешней речи, словесного анализа (учащийся проговаривают содержание вслух).

- этап выполнения действия в уме – «про себя»; на первых порах действие сохраняет развернутость, осознанность, но потом начинает сокращаться, свертываться, многие компоненты перестают осознаваться, нарастает быстрота и легкость выполнения.

В процессе усвоения знаний выделяют два аспекта: организация ориентировочной деятельности учащегося, определяющей содержание и способ его ориентировки, и интериоризация действия, в котором ориентировка формируется как мысль.

Главное лицо в учебном процессе – ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний, новых операциональных систем. Эти действия объединяются в умение учиться по выполняемой ими функции: они являются познавательными средствами.

Учитель, приступая к изучению любого предмета, любой темы, должен быть уверен, что учащиеся владеют всеми необходимыми познавательными средствами для усвоения материала этого предмета. Если не владеют – необходимо сформировать недостающие действия или в ходе работы с предметным материалом, или до этого.

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем сущность учебной деятельности?

2. Назовите основные особенности учебной деятельности.

3. Разграничьте понятия: «учебная деятельность», «учение», «обучение», «научение».

4. Какова структура учебной деятельности? Дайте характеристику элементам учебной деятельности.

5. Обоснуйте психолого-педагогические условия усвоения знаний.

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

3. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии М., 2005.

4. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы.: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2007.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.

Теории обучения

Основное содержание темы: традиционное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, теория формирования умственных действий, теории развивающего обучения.

Традиционное обучение

Традиционное обучение – целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала. В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны.

Целью традиционного обучения является передача знаний, умений и навыков. К основным методам традиционного обучения относятся объяснительно-иллюстративные, формирующие активность производящего типа. Критерием эффективности выступает уровень сформированности знаний, умений и навыков.

Отличительные особенности традиционного обучения:

- это контактное обучение, построенное на субъект-объектных отношениях, где ученик – пассивный объект обучающих воздействий учителя (субъекта), который действует в строгих рамках учебной программы;

- по способу организации обучения – это информационно-сообщающее, использующее методы трансляции готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивному изложению; усвоение учебного материала происходит преимущественно за счет механического запоминания;

- это сознательное обучение, при этом осознание направлено на сам предмет освоения – знания, а не на способы их получения;

- ориентация обучения на среднего ученика, что ведет к трудностям в усвоении учебной программы, как у неуспевающих, так и у одаренных детей.

Достоинствамитрадиционного обучения являются:

- возможность в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности;

- обеспечение прочности усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков;

- непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях;

- коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение.

Недостатками традиционного обучения выступают:

- ориентировано больше на память, чем на мышление;

- мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности;

- в недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации;

- превалирует субъектно-объектный стиль отношений между учителем и учащимися.

Проблемное обучение

Проблемное обучение – способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.).

Проблемное обучение может быть разного уровня.

1. Учитель ставит проблему, формулирует ее, решает. Ученик запоминает решение проблемы.

2. Учитель ставит проблему, формулирует ее, ученик решает проблему в совместной деятельности с учителем.

3. Учитель ставит проблему, формулирует ее, а решает проблему ученик.

4. Учитель проводит общую организацию, контроль, руководство. Ученик осознает проблему, формулирует ее, решает проблему.

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей: сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; достичь высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в проблемном обучении, т.к. усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Достоинствами проблемного обучения являются:

- способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, ибо высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения;

- формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы;

- развивает мыслительные способности учащегося;

- помогает формированию особого стиля умственной деятельности, развитию диалектического мышления учащихся;

Недостаткамипроблемного обучения выступают:

- оно меньше, чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков;

- требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация для человека возникает, если есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, а также имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах про­цесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Программированное обучение

Программированное обучение–это обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность педагога и учащихся. Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. XX в. американским психологом Б.Скиннером. Учение осуществляется как четко управляемый процесс, т.к. изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Если доза усвоена, то происходит переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Достоинствами программированного обучения являются:

· вырабатывает способы рациональных умственных действий;

· воспитывает умение логически мыслить.

Недостаткамипрограммированного обучения выступают:

· не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

· требует больших затрат времени;

· применимо для алгоритмических познавательных задач;

· обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания;

· чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует продуктивной познавательной деятельности;

· не использует положительных сторон группового обучения.

Таким образом, основными особенностями организации програм­мированного обучения являются: дозированность учебного материал; активная самостоятельная работа ученика; постоянный контроль усвоения; индивидуализация темпа обучения, объема учебного ма­териала; возможность использования технических автоматизирован­ных устройств обучения.

Таким образом, выделяются три основных типа обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также психологическим условиям является проблемное обучение.

Наши рекомендации