Психология учебной деятельности
Основы учебной деятельности, ее теория заложены Я.А. Коменским. И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом. В отечественной науке – К.Д.Ушинским, П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. Психологическая теория учебной деятельности – научный приоритет России.
Учебная деятельность – одна из основных видов деятельности человека, особая форма социальной активности, направленная на усвоение детьми, подростками и юношами теоретических знаний, умений и навыков в области науки, искусства, права и т.д.
Деятельность обучающихся является подлинно учебной, если она сознательно направлена на осуществление целей обучения, принимаемых ими как личностно значимые. Д.Б. Эльконин указывал, что в результате учебной деятельности происходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте.
В классической отечественной психологии и педагогике учебная деятельность рассматривается как особая форма социальной активности способами предметных и познавательных действий.В.В. Давыдов предложил концепцию учебной деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.
Имеется несколько понятий, которые характеризуют приобретение человеком знаний, умений, навыков. Это – учебная деятельность, обучение, учение, научение. Рассмотрим эти понятия.
Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, развивает свои способности(Р.С. Немов).
Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-этических взглядов (И.Ф. Харламов).
К обучению можно подходить с разных сторон:
- как к процессу социально-психологическому, в котором обучение происходит передача информации, формируются социальные роли, позиции, установки;
- как к процессу общения, отличающемуся субъект-субъектными связями и взаимоотношениями;
- как к процессу творчества учителя и учеников, при котором усиление креативности обусловлено совместной деятельностью.
Учение – (деятельность ученика) это усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Учение – основная деятельность детей, подростков и юношей, осуществляемая под руководством учителя. То есть это специфическая форма индивидуальной активности, направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков и развитие самого ученика. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки (Л.Б. Ительсон).
Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности (Р.С. Немов).
Выделяются различные виды научения. При сенсорном научении, например, формируется различение чувственных сигналов (ребенок научается различать цвет, звуки, форму предметов и т.д.). При моторном обучении ребенок научается ходить, произносить звуки и т.д. Сенсомоторное научение обеспечивает выполнение сложных действий под контролем восприятия и представлений (например, чтение вслух). Все эти виды научения не исчезвют в течение всей жизни человека. Более высокий уровень – интеллектуальное научение понятиям, мышлению.
Есть и другая классификация видов научения. Первые три вида научения имеют место как у человека, так и у высших животных:
· импритинг–быстрое, автоматическое, почти мгновенное приспособление организма к конкретным условиям жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения; у человека этот механизм является ведущим в первые часы и дни жизни;
· условно-рефлекторное – возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который ранее специфической реакции не вызывал;
· оперантное – знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок. Ребенок начинает использовать это научение уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами.
Это основные способы приобретения жизненного опыта живыми существами. Для человека характерны и высшие способы научения, почти не встречающиеся у других живых существ:
· викарное – научение через прямое наблюдение за поведением других;
· вербальное – приобретение человеком опыта посредством языка.
В учебной деятельности выделяют предмет, средства, способы, продукт, результат и структуру.
Предметучебной деятельности – усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся в интеллектуальном и личностном планах.
Предметом изменений в учебной деятельности является сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной деятельности – это поворот на себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.
Основные характеристики учебной деятельности:
· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
· общие способы действий предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;
· она ведет к изменениям в самом человеке – ученике;
· в ней происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.
как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью.
Однако хотя по своему содержанию, смыслу, форме это общественная деятельность, осуществляется она индивидуально. Осваивая знания, умения, навыки, выработанные человечеством, ребенок не изменяет их, он сам изменяется. Субъект изменяется в любой деятельности. Но специальным субъектом изменения он нигде больше не становится. Это первая особенность учебной деятельности.
Еще одной особенностью учебной деятельности является приобретение в ней умения подчинять свою работу обязательным для всех правилам. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение, тем самым формирует более высокие формы произвольного управления им.
Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:
· интеллектуальные действия, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и т.д.;
· знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Способы учебной деятельности могут быть различными: репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско -познавательными действиями.
Результатом учебной деятельности является не само знание, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению.