Обучение и развитие. Обучаемость.
Основное содержание темы: развитие, виды развития, взаимосвязь обучения и развития, социогенетический, биогенетичекий, психогенетический подходы к пониманию психического развития, обучаемость.
Проблема соотношения обучения и развития в психологии
Связь обучения и развития – актуальная проблема педагогической психологии. Развитие– объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Выделяют такие виды развития: физическое, физиологическое, психическое, социальное и духовное.
Физическое развитие – изменение роста, веса, силы, пропорции тела человека.
Физиологическое развитие – изменение функции организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения и пр.
Психическое развитие – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие – постепенное вхождение человека в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив их и свои функции в них, человек становится членом общества;
Духовное развитие – осмысление человека своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному, нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей.
Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс (регресс), неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.
Развитие – это процесс изменение психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.
В зависимости от понимания развития различные ученые по разному разрешают одну из основных проблем педагогической психологии – проблему соотношения обучения и развития. На данный вопрос существуют такие точки зрения.
- развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);
- обучение и развитие сливаются воедино (У. Джеймс, Э. Торндайк и др.);
- обучение идет за развитием (В.Штерн, З.Фрейд и др.).
Обучение может идти впереди развития, продвигая его далее и вызывая в нем новообразования (Дж. Брунер, Л.С. Выготский). Это четвертый подход в рассмотрении проблемы соотношения развития и обучения.
Процесс развития не совпадает с процессом обучения. Соответственно выделяются два уровня развития (Л.С. Выготский):
- уровень актуального развития, определяемый самостоятельным решением ребенком интеллектуальных задач;
- зона ближайшего развития (ЗБР), обнаруживаемая при совместном решении задач со взрослым. Именно ЗБР и должно создавать обучение. Тогда обучение будет двигать развитие, опираясь не только на созревшие, но и на созревающие психические функции.
Обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие, оно должно ориентироваться на завтрашний день детского развития. В.В. Давыдов также считает, что обучение подталкивает умственное развитие, в то же время понятие развития объемнее, чем обучения.
Закономерности развития исходят из самодвижения явлений, их самоактуализации в силу неустойчивости структур, неодинакового влияния энергии разного времени - периодов существования человека и его индивидуальности в разных жизненных, культурных, социальных условиях жизнедеятельности индивида.
Таблица 1.
Содержание развития человека
Содержание развития человека | ||
Индивид становление: | Индивидуальность психическое развитие: | Личность cоциальное становление: |
Анатомо-физический рост организма | Развитие восприятия | Интересов |
Рост физической энергии | Развитие эмоций | Переживаний, стремлений |
Развитие нервной системы, мозга | Развитие интеллекта, мышления | Сознания, речи |
Половое созревание | Развитие потребностей | Мотивации |
Проявление темперамента | Развитие воли, характера | Отношений, ценностей, способов и смыслов действия |
Развитие задатков | Развитие склонностей | Способностей |
Целостное развитие школьника (человека) осуществляется одновременно по линиям:
- познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);
- психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);
- личности (направленности, ценностных ориентаций, эмоций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).