Когнитивный подход к изучению развития

Специфика когнитивного подхода заключается в исследовании всего многообразия процессов, происходящих в человеческом развитии, через призму развития когнитивных функций, и прежде, всего интеллекта. Один из основоположников когнитивного подхода, великий швейцарский психолог Жан Пиаже рассматривал интеллект человека как важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию (приспособление) человека к условиям своей среды. Он полагал, что структура нашего интеллекта, способы образования и существования понятий, причинные схемы имеют в основе «внутреннее устройство» мозга. Он ввел такие определения, как: ассимиляция – включение нового объекта в старую схему, аккомодация – приспособление самой схемы к новому объекту.

В исследованиях Ж. Пиаже показано своеобразие детского мышления, как оно меняет свой характер на протяжении детства. Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным. Процесс развития интеллекта представляет собой последовательное продвижение через 4 качественно различные стадии.

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Речь не развита Представления отсутствуют, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. Интеллект опирается на данные органов чувств и телесные движения.

2. Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет) – она начинается в то время, когда ребенок начинает говорить. Мышление имеет тенденцию чрезмерной конкретности; не способен к доказательству, рассуждению. Не рассуждая, ориентируется на внешние признаки объектов. Развит эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает внешний мир со своей точки зрения, единственной и абсолютной.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) связана со способностью к рассуждению, доказательству. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность.

4. Стадия формальных операций (от 12 лет) – высший период интеллектуального развития. Подросток приобретает возможность оперировать абстрактными понятиями, также как взрослый. Он рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным.

Итак, основными закономерностями возрастной периодизации Ж. Пиаже являются следующие:

1. Стадии развития целостны и внутренне структурированы.

2. Операции, присущие высшей стадии, надстраиваются над низшими, которые входят в них как компонент.

3. Порядок следования стадий остается постоянным.

Пиаже считал, что когнитивное развитие ведет за собой все остальные сферы и в своих работах проследил взаимосвязь интеллектуального развития с моральным развитием, развитием чувств, социальных отношений и т.д.

Контрольные вопросы по теме:

1. Каковы основные стадии психосексуального развития по З. Фрейду?

2. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже?

3. Чем отличаются понятия «аккомодация» и «ассимиляция»?

4. Что такое эгоцентризм детского мышления?

5. Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

6. Каковы четыре формы общения по Лисиной М.И.?

7. Каковы принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Выготским Л.С.?

8. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б.

Литература:

1. Басов М.Я. Проблема развития человека // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2003.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.

6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс,2001.

7. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пос. М.: Изд-во Моск. соц-психолог. института: Воронеж, 2003.

Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ

Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве

Основное содержание темы: новорожденность; младенческий возраст; раннее детство.

Новорожденность

Младенческий возраст условно подразделяется на два периода новорожденность и младенчество.

Период начинается с кризиса новорожденности. Его симптомы: беспомощность, социальная опосредованность, сохранение биологического единства с матерью. Новорожденность (0 – 2,5 месяца) – первый, кризисный период в жизни ребенка. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены, мягки, к среде воздушной, дискретной. На ребенка обрушиваются ощущения, значительно более разнообразные и интенсивные, чем прежде. Объективными показателями переживаемого кризиса является временная потеря веса.

Основным новообразованием этого периода является своеобразная индивидуальная психическая жизнь новорожденного.

От рождения ребенок располагает целой системой рефлексов:

а) рефлексы самосохранения: дыхательные, кровообращение, пищеварение и т.п.;

б) защитные рефлексы: зажмуривание век, сужение зрачка и т.п.;

в) ориентировочные рефлексы: поворачивает голову в сторону источника света, звука; следит за медленно перемещающимся источником света; прикосновение к щеке вызывает поворот головы в сторону источника воздействия, ребенок открывает рот;

г) рудиментарные - плавательный: от рождения ребенок способен совершать плавательные движения, находясь в воде; хватательный: если вложить большой палец или стержень в ладонь новорожденного, он крепко схватывает его; ползательный: прикосновение к ступням ног лежащего на животе ребенка вызывает попытку оттолкнуться и совершить ползательное движение. Рудиментарные рефлексы не имеют приспособительного значения и исчезают в течение первого года жизни.

Уже в период новорожденности появляются индивидуально-психологические различия:

а) по уровню двигательной активности выделяются вялые и пассивные дети, которые, лежа на животе или спине, остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не переложат; и активные, которые сразу же переворачиваются;

б) по уровню мышечного тонуса – одни дети очень напряжены, их колени постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки; другие более расслаблены;

в) по уровню функционирования сенсорно – двигательного аппарата. Одни при самом незначительном шуме вздрагивают, руки и ноги начинают беспорядочно двигаться; движения других более упорядочены и ритмичны. (М.Сигал, 1996).

Основными потребностями этого возраста являются потребность в новых впечатлениях, потребность в движениях, потребность в общении со взрослыми.

Развитие познавательной сферы. Зрение. Новорожденный щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-либо предмет приближается к его лицу. На протяжении всего периода новорожденности зрительная система напоминает фотоаппарат с фиксированным фокусом. Вследствие этого ребенок прослеживает взглядом движущиеся объекты на расстоянии 20-30 см. Младенцев привлекают, прежде всего, черно-белые объекты с выраженной точкой.

Слух. Малыш слышит не только сразу после рождения, но и находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук; он в состоянии отличать человеческий голос от любого другого.

От рождения у младенца функционируют вкус, обоняние и тактильная чувствительность. Дети любят сладкое, отказываются от соленой, кислой, горькой пищи, отворачиваются от неприятных, сильных, резких запахов.

Развитие двигательной активности. На первом месяце движения являются импульсивными: размахивание руками, хватание. На втором месяце ребенок начинает управлять своим телом, появляется способность двигать головой, осуществлять первые произвольные движения. На втором месяце появляются первые активные произвольные движения.

Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоций в онтогенезе – это постепенная их дифференциация на основе первичного состояния общего возбуждения. В первые сутки после рождения крик ребенка связан с переживаемыми неприятными ощущениями: боль в животе, голод, потребность в тепле и т.д. Позднее крик сменяется плачем. Улыбка как выражение положительной эмоции первоначально появляется во время сна (блуждающая улыбка), к двум неделям ребенок улыбается, когда его глаза открыты, обычно после кормления; в 3 недели улыбается при звуке знакомого голоса; на втором месяце появляется улыбка при виде человеческого лица. Период новорожденности заканчивается с появлением комплекса оживления – положительной эмоциональной реакции на человека (на склонившееся над ребенком человеческое лицо). Он включает 3 компонента: улыбка; вокализация; двигательные реакции.

Младенческий возраст

Период младенчества имеет возрастные границы от 2,5 месяцев до 1 года.

Общение со взрослым. Одним из необходимых условий нормального развития младенца является чувство эмоционального благополучия, которое может родиться прежде всего благодаря общению ребенка со взрослыми.

Взрослый – не только источник удовлетворения его органических потребностей (есть, спать, находиться в тепле). В начале XX века в США, Европе стали создаваться дома ребенка современного типа. И вскоре в детской психологии появилось понятие «болезнь госпитализма». Здоровый малыш начинал худеть, терял аппетит, часто плакал. Любимым занятиями ребенка становились манипуляции с гениталиями или сосание пальца; взгляд был постоянно устремлен в одну точку, движения делались все замедленнее, жизнь постепенно угасала. Многие погибали, не достигнув года, причиной являлся дефицит общения ребенка со взрослым.

Связь ребенка с матерью на первом году жизни является очень сильной. Физически ребенок отделяется от матери в период родов, а биологически он зависит от неё до конца младенческого возраста, пока не научится самостоятельно ходить. Поэтому основное новообразование младенческого возраста – это первоначальное сознание психической общности со взрослым. Полная зависимость от взрослого определяет социальную ситуацию его развития.

Начиная с трех месяцев, ребенок уже не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся, сам пытается обратить на себя внимание. Как только увидит входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. Непосредственно-эмоциональное общение постепенно перерастает в совместную деятельность, в общение по поводу предметов.

Развитие движений и предметных действий. В развитии двигательной активности ребенок проходит ряд этапов: научается держать голову, переворачиваться с живота на спину и со спины на живот, сидеть, ползать, делать первые шаги.

Развитие эмоциональной сферы осуществляется по пути постепенной дифференциации. Из огорчения к трем месяцам выделяется гнев, затем – отвращение, страх. Из удовольствия – радость и привязанность.

Положительные эмоции у детей младше года возникают прежде всего в процессе общения со взрослым. Уже трехмесячный ребенок встречает появление матери улыбкой. К середине года отмечается дифференциация эмоциональных реакций по отношению к близким ему взрослым.

Радость вызывают впечатления от новых интересных предметов, звуков. Особо следует отметить чувство радости ребенка, совершающего «самостоятельные поступки»: самостоятельно сел, встал, сделал первые шаги. Всякий новый шаг на пути к самостоятельности вызывает бурную радость ребенка.

Веселье и страх в младенчестве тесно взаимосвязаны. Легкий страх облегчает появление радости. Однако смех дает выход нарастающему напряжению и также легко может перейти в плач. В тот момент, когда взрослый поднимает ребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять еще выше, он тут же заливается плачем.

Развитие речи. Речь в жизни человека выступает как средство общения и как средство мышления. Младенческий период – подготовительный в развитии речи. Общение как передача информации осуществляется в этот период прежде всего через крик ребенка, выразительные движения, жесты, мимику, которые отражают его внутреннее состояние и побуждают взрослого к соответствующим действиям.

Речь в младенчестве проходит подготовительный этап своего развития.

Дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков. Уже новорожденный на звук реагирует сосредоточением, а на речь, обращенного к нему взрослого – синхронным взаимодействием. К концу первого месяца ребенок начинает произносить простые звуки типа: «а-а», «у-у», «э-э». Ж.Пиаже отнес их к категории первичных круговых реакций: ребенок случайно открывает эти действия. Многие исследователи отмечают, что до 3-х месяцев дети разных национальностей, а также глухие одинаково произносят звуки. К 4-6 месяцам появляется гуление – повторение простых слогов.

В период лепета ребенок воспроизводит не только звуки языка, на котором говорят окружающие, но и звукосочетания, не характерные для данного языка. К концу года они «отмирают». Лепет способствует развитию физического и фонематического слуха, голосовых реакций. В лепете выражается также готовность к общению.

В середине года появляется понимание речи, ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Это проявляется в том, что на вопрос взрослого «Где такой-то предмет?», ребенок начинает поисковую деятельность соответствующего предмета. В этот период ребенок осознает слово не как единицу языка, а улавливает лишь его ритмическую структуру и особенности интонации, с которой оно произносится. Он, как правило, одинаково реагирует на разные слова, если они близки по звуковому или интонационному оформлению.

Примерно с 9 месяцев (иногда позже) у ребенка появляются первые слова. Девочки обычно вступают в фазу членораздельной речи раньше мальчиков. К концу года дети произносят от 2-3 до 15-20 слов. В это время пассивный запас слов оказывается значительно больше. Речь становится активным средством общения. Это проявляется в частности в том, что ребенок требует названия новых предметов, посредством слова управляет поведением взрослых: «Дай!», «На» и т.п. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи взрослых, появляется автономная речь, имеющая троякое происхождение: во-первых, это язык взрослых, которые придумывают для детей более доступные слова («ам-ам», «ням-ням» и т.п.), во-вторых, это слова, искаженные ребенком вследствие недостаточного развития фонематического слуха и звуковой артикуляции («моко» – молоко, «хеб» – хлеб и т.п.) и, в-третьих, ребенок сам придумывает автономные слова («мазелин» – вазелин, «мокресс» – компресс и т.п.), что говорит о том, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону слова.

Речевое развитие осуществляется по схеме: гуление – лепет – пассивная речь – автономная речь.

Развитие познавательной сферы. В развитии познавательной сферы младенчество – решающий период. В это время складываются моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия, закладываются основы мышления. Сенсорика развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны. Совершенствуется зрительное сосредоточение в сторону выделения формы, контура и др. Развивается восприятие глубины. Появляется потребность в новых впечатлениях. Первые формы подражания.

Зрительное восприятие в младенчестве значительно менее развито, чем у взрослого, но интенсивно развивается. В состоянии бодрствования 3-х месячный ребенок постоянно рассматривает объекты, отслеживает их взором в любом направлении, с различной скоростью и на любом расстоянии; возрастает длительность фиксации взора (до 25 секунд и дольше). Младенец хорошо различает цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур. Можно отметить постепенную дифференциацию слуховых и зрительных психических процессов. Так, если новорожденный удерживал внимание на матери, когда она с ним разговаривала, то теперь малыш встречает появление матери улыбкой, даже если она не произносит ни слова. Зрительные образы ребенка до конца младенчества лишены константности. Знакомый предмет, по-новому ориентированный в пространстве, расположенный в новом месте, воспринимается как необычный. Дети обычно не узнают свою мать, если видят ее в новом платье.

В процесс познания постепенно вовлекается рука ребенка. Прежде чем взять погремушку в рот, трясет ее, вертит и внимательно изучает, появляются ощупывающие движения. Во втором полугодии постепенно интегрируется моторная сфера и зрительное восприятие. К 10-11 месяцам ребенок, протягивая руку к предмету, учитывает направление, расстояние до него, пальцы подстраиваются соответственно размеру и форме предмета.

К концу первого года ребенок уже умеет «планировать» свои действия, решать задачи в 2 действия: если на пути к игрушке находится какой-то предмет, он сначала отодвигает его, а затем достигает цели.

Ребенок исследует предметы, чтобы открыть их свойства. Прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, он ощупывает поверхность, переворачивает, медленно двигает его, и только затем применяет привычные формы манипулирования. Действия ребенка, по определению Ж.Пиаже, становятся инструментальными, т.е. одни объекты начинают использоваться для достижения других. Например, ребенок тянет скатерть со стола, чтобы достать объект, стоящий на ней.

Все это свидетельствует о том, что к концу младенчества у ребенка формируется мыслительная деятельность, которая носит главным образом наглядно-действенный характер.

Социальная ситуация развития

Ребенок зависим от ухаживающего за ним взрослого биологически, но является максимально социальным существом. Фрустрация базовых социальных потребностей ребенка приводит к тяжелой форме отставания в психическом развитии – госпитализму.

Ведущая деятельность

Непосредственно – эмоциональное общение.

Основные новообразования.

Автономная речь – центральное новообразование. Появляется ходьба. Сознание психической общности со взрослым

Кризис 1 года

Основные симптомы: всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций, «эффект «нельзя».

Раннее детство

Возрастные границы раннего детства – от 1 года до 3 лет.

Личностное развитие. Начало раннего возраста связано с «кризисом одного года». Психологическое содержание кризиса состоит в том, что поведение ребенка уже не управляется со стороны внешних воздействий, дети начинают действовать под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений. У ребенка появляются «мотивирующие представления» (Л.И.Божович), которые изменяют поведение ребенка, часто вызывают упрямство, капризы. Таким образом, ребенок становится субъектом. Далее ребенок становится существом, осознающим себя как субъекта, возникает системное новообразование, которое связывают с появлением слова «я».

В конце первого – начале второго года жизни ребенок переходит к прямохождению. Оно имеет важное значение для дальнейшего психического развития, поскольку теперь ребенок видит дальше, более самостоятелен в общении с миром, в достижении желаемого объекта, его руки освободились для манипулятивной деятельности.

Изменяется социальная ситуация развития, ребенок приобретает значительную автономию от взрослых, удовлетворяет самостоятельно многие свои потребности. Его познавательная активность направлена теперь не только на внешний предметный мир, но и на самого себя. Ребенок многократно производит одно и то же движение (например: открывает и закрывает дверь), следит за теми изменениями, которые он производит, выделяет себя из окружающего мира предметов и осознает себя как субъекта. Осознание себя происходит вместе с появлением местоимения «я». Система «я» – центральное новообразование, которое возникает к концу раннего возраста. Она выражается в настойчивом требовании ребенка «я сам».

Эмоции в этом возрасте ситуативны, носят кратковременный, неустойчивый характер, бурно выражаются. Ребенок импульсивен, действует под влиянием сиюминутно возникших переживаний. К концу возраста происходит постепенная социализация эмоций; развиваются симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда.

В раннем детстве слово приобретает для ребенка предметное значение, с этим связаны первые обобщения. Быстро растет пассивный словарь, возникает понимание речи – рассказа. Растет активный словарь. Развиваются другие формы коммуникации: жесты, мимика. Он учится чувствам.

Развитие предметной деятельности. Начало раннего детства знаменует переход от действий-манипуляций с предметами, в которых ребенок ориентировался прежде всего на их физические характеристики (цвет, форму, способность издавать звук и т.д.), к предметно-орудийным действиям. Предметно-орудийное действие предполагает, что один предмет используется для воздействия на другой (набирать кашу ложкой, копать совочком песок), причем способ использования предмета-орудия зафиксирован в его устройстве и закреплен в обществе. Это происходит не без участия взрослого, носителя орудийных действий и характеризует социальную ситуацию развития (Р-П-В) – познание смысла и предназначения предмета с помощью взрослого.

Общение ребенка и взрослого в это время приобретает существенные изменения, приобретает качественно иное содержание, из непосредственно-эмоционального превращается в практическое сотрудничество. Ребенок часто, будучи занят действием с предметом, как бы не замечает взрослого, который «закрыт» предметом и его свойствами. Это и дает основание говорить о том, что предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, внутри нее развиваются другие психические функции.

Общение эволюционирует к внеситуативно – познавательному. Поведение определяется конкретной ситуацией.

Развитие игры.В начале раннего возраста игра носит отобразительный характер. Ребенок многократно воспроизводит действия, показанные ему взрослым. Однако в игре действия направляются не на получение результата, а на достижение понятной по прошлому опыту условной цели. Действие становится условным, а результат - не реальным, а воображаемым.

В игре появляются предметы-заместители, в качестве которых чаще всего используются предметы, не имеющие специфического употребления (палочки, щепочки, кубики). Они вносятся в игру как дополнительный материал к сюжетным игрушкам. Появляются зачатки игровой ситуации, затем возникает и развивается роль. Изначально в игре ребенок воспроизводит виденные им ранее действия взрослого, но называние себя именем взрослого происходит не сразу.

Постепенно происходит усложнение структуры игровых действий. В самом начале они являются одноактными. Ребенок или моет куклу, или кормит ее, или причесывает ее. На следующем этапе игра уже состоит из двух или более элементарных действий, никак между собой не связанных (сначала баюкает куклу, затем ходит, потом кормит, потом качает на качалке). К концу раннего возраста игровые действия начинают отражать логику жизни человека.

Развитие изобразительной деятельности. Интерес к изобразительной деятельности у ребенка возникает в начале второго года жизни. В это время ребенок, действуя беспорядочно с карандашом и бумагой, стремится подражать взрослому, не пытаясь что-то изобразить. Удовольствие ему доставляет сама манипуляция с карандашом. Эта стадия сменяется стадией непреднамеренного рисунка. Теперь в случайном сочетании линий ребенок начинает узнавать знакомые ему предметы («Это - палка», «Это - дорога»).

Собственно изобразительная деятельность возникает позднее, когда ребенок переходит от называния уже нарисованного к словесному формулированию того, что он собирается изобразить («Нарисую дом ... козу...»). Первые графические образы еще мало понятны постороннему зрителю и по-прежнему напоминают случайные сочетания линий. Графический образ большинства изображаемых предметов в этом возрасте – замкнутая закругленная линия.

Наши рекомендации