Психоаналитический подход к исследованию развития

В основе всего психоаналитического подхода к изучению человека и его поведения, возникшего в начале XX века в трудах австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, лежит представление о том, что человек в каждый момент своей жизни бессознательно стремится к удовлетворению основных своих жизненных, прежде всего сексуальных, потребностей. С момента рождения ребенок имеет сексуальное влечение (энергию этого влечения он называл – либидо). Удовлетворить эту потребность ребенок может только вступая во взаимоотношения с другими людьми – объектами (в психоаналитической традиции под термином «объект» имеется ввиду только человек, это употребление аналогично по смыслу употреблению слова «объект» в выражениях: объект страсти, объект привязанности, и отличается от общенаучного употребления слова объект – как предмет). В понимании психоаналитика, процесс развития человека является процессом развития способов получения удовольствия человеком от тех объектных отношений (отношений с объектами), в которые вступает растущий человек. Но вместе с тем, говоря о присущей ребенку от рождения сексуальности, необходимо отметить: во-первых, З.Фрейд понимал сексуальность более широко, как стремление к удовольствию вообще; во-вторых, главное отличие детской сексуальности состоит в том, что она направлена на получение частичного удовлетворения, то есть удовлетворения, связанного с раздражением отдельной эрогенной зоны, в отличие от взрослой, генитальной сексуальности.

Человек по З. Фрейду, изначально биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктом смерти, энергией жизненных поступков является энергия либидо (от лат. «желать»), которая находит разрядку в сексуальном поведении.

Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно как биологическое начало «содержит страсти». Побуждения, исходящие из Оно, требуют немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется Я на ограничения, налагаемые внешним миром, и подчиняется принципу реальности. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.

Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Когда действия Я расходятся с требованиями,Сверх-Я, появляетсячувство вины.

Психосексуальная периодизация возрастного развития (по Фрейду)

1 стадия – оральная (0-1год); эрогенная зона – слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку все желания младенца не могут быть удовлетворены немедленно появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляется вторая инстанция – Я. Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность и др.

2 стадия – анальная (1-3 года); эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований, запретов, в результате чего интенсивно развивается Я. Кроме того, начинает формироваться Сверх-Я как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и другие черты.

3 стадия – фаллическая (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др.

4 стадия – латентная (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

5 стадия – генитальная (с 12 лет) соответствует собственно половому развитию. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало – Оно – усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Наши рекомендации