Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева

Психология

Учебное пособие

Воронеж 2012

Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина,

Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева

Психология

Учебное пособие

Рецензенты:

Л. В. Абдалина, доктор психологических наук, профессор

Н. И. Вьюнова, доктор педагогических наук, профессор

Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева Психология / Учебное пособие // Под ред. д-ра псих. наук Н.Б. Трофимовой – Воронеж. ВГПУ, 2012.192 с.

Учебное пособие раскрывает вопросы основных разделов психологии, соответствующих содержанию учебных дисциплин: «Психология человека», «Психология развития», «Педагогическая психология». Представлен теоретический материал по данным дисциплинам, приведены контрольные вопросы по темам изучения, имеется список литературы по каждой теме, предложен список основных понятий. Разработаны вопросы к зачетам и экзамену. Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки.

Содержание

Раздел I. Психология человека.. 4

1.1. Предмет и задачи дисциплины «Психология человека». 4

1.2. Антропологический и эволюционный подходы к изучению человека. 9

1.3. Психика и сознание. 12

1.4. Человек как субъект познания, общения и деятельности. 18

1.5. Деятельность как способ социальной жизни человека. 27

1.6. Формы взаимодействия человека с окружающим миром. Личность. Индивид. Субъект. Универсум. Индивидуальность. 30

1.7. Психические процессы.. 39

1.8. Эмоции и чувства. 52

1.9. Воля. 57

1.10. Индивидуально-психологические свойства личности. 62

Вопросы для промежуточной аттестации. 72

Раздел Ii. Психология развития человека.. 74

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ.. 74

2.1. Основные понятия, предмет и задачи психологии развития. 74

2.2. Теории развития и периодизации развития. 79

Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ.. 87

2.3. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. 87

2.4. Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве. 98

2.5. Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. 107

2.6. Психическое развитие в юношеском возрасте. 112

Вопросы для промежуточной аттестации. 123

раздел III. Педагогическая психология.. 124

3.1. Педагогическая психология как наука. 124

3.2. Обучение и развитие. Обучаемость. 130

3.3. Теория учебной деятельности. 134

3.4. Теории обучения. 143

3.5. Психология воспитания. 150

3.6. Социально-психологические аспекты воспитания. 155

3.7. Личность учителя. Педагогические. 166

способности учителя. 166

3.8. Психология педагогической деятельности. 172

3.9. Педагогическое общение. 178

Вопросы для промежуточной аттестации. 186

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ». 187

Раздел I.

Психология человека

1.1. Предмет и задачи дисциплины «Психология человека»

Основное содержание темы: психика и душа; понятие внутреннего мира человека; структура и место психологии в системе других наук о человеке; выделение психологии в самостоятельную экспериментальную науку; основные направления в становлении психологической науки.

Что изучает психология человека?Что есть человек и в чем он проявляется? Этот вопрос по праву можно отнести к категории вечных. Причем каждое новое поколение привносит свое в понимание данного феномена.

Для педагога знания о человеке составляют суть его профессии: без понимания сущности человеческого в человеке немыслима никакая педагогическая практика.

Слово «психология» впервые появилось только в 18 веке в работе немецкого философа Х. Вольфа. Оно образовано из двух греческих: «psyche» - душа, «loqos» - слово, учение. Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Психология прошла длинный путь развития, в ходе которого происходило изменение понимания объекта, предмета и целей исследования. Отметим основные этапы ее становления.

· I этап: психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тыс. лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

· II этап: психология как наука о сознании. Возникает в 17в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение и описание фактов.

· III этап: психология как наука о поведении. Возникает во второй половине 20в. Задача ее – ставить эксперименты и наблюдать поведение, реакции, поступки человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

· IVэтап: психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология человека изучает внутренний, субъективный (принадлежащий конкретному субъекту) мир человека. Иногда этот мир называют психологическим, иногда «душевной жизнью человека». Все эти понятия в нашем примере – синонимы. Внутренний мир человека в виде мыслей об окружающем, самоощущения, переживаний – прямое доказательство его бытия. Мир явлений внутренней жизни богат и разнообразен. Человеческое восприятие внешнего мира отлично от образа мира, созданного в естествознании и обществознании. Оно эмоционально окрашено, зависит от желаний и настроений субъекта, его разума и чувств, и в зависимости от этого иногда носит искаженный характер. Важно и то, что человек мыслит и действует ради чего-то: у него свои потребности, идеалы. Благодаря им он активен. Внутренняя жизнь его может быть не только осознанной. В ней есть и место бессознательным явлениям. Внутренний мир отдельного человека уникален и неповторим. Он основывается на его личном субъективном опыте. В целом предметом психологии выступает психика и психические явления. К психическим явлениям относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самих себя. Особое место среди них занимает внимание, которое присутствует во всех процессах, обеспечивая концентрацию, сосредоточение на чем – либо. Отдельно стоят неосознаваемые психические процессы (вне контроля со стороны сознания). Чувства и эмоции отражают переживания человека, их важность для него, устанавливая личную значимость того или иного события. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения в достижении цели. Общими характеристиками психических процессов называют: динамичность, изменчивость, пластичность, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К ним относятся: бодрость, утомление, скука, тревога, радость, апатия и др. Они отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.

Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. Это особенности личности человека: направленность, черты характера, темперамент, способности.

Все психические явления взаимосвязаны, не существуют отдельно друг от друга, могут переходить друг в друга. Например: любопытство (как выражение познавательного процесса) переходит в интерес (направленность личности) и закрепляется в виде любознательности (качество личности).

Особое значение для педагогической профессии имеет философский анализ проблем биологического и социального в человеке, смысла его жизни, смерти и бессмертия. Именно в этих вопросах, остро стоящих в юношеском возрасте, должен разбираться культурно мыслящий и профессионально грамотный педагог. Психология накопила много фактов о том, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Таким образом, психология, наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Следует уточнить, в связи с этим, задачи курса. Он призван показать сложность и неповторимость душевной и духовной жизни человека, создать целостный образ человеческой психологии, сформировать интерес к познанию себя и окружающих.

Выделение психологии из философии, оформление ее как самостоятельной науки произошло в середине 19 века. История экспериментальной психологии начинается в 1879 году, когда Вильгельм Вундт в Лейпциге основал экспериментальную психическую лабораторию. В России подобную лабораторию создал В. М. Бехтерев в 1885г. В этот период определяются понятия «душа», «сознательное» и «бессознательное». Возникают научные концепции. Выдвигаются новые критерии научности. Этот период называют в истории психологии периодом открытого кризиса. Причина его состояла в отрыве психологии от практики: интроспекция как основной метод исследования, не способствовала решению психологических проблем. Начинают складываться основные направления в психологической науке.

Представление о человеке в основных направлениях психологии.Каким предстает человек в основных направлениях и школах психологии?

Бихевиоризм (от англ. – поведение). Психология понималась бихевиористами как наука о поведении. Учение сложилось под влиянием трудов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов. Авторы: Э.Л. Торндайк (1874-1949), Джон Уотсон (1873-1958) и др. Основная схема поведения описана в символах: « S- R: стимул-реакция». Любое воздействие на организм (стимул) вызывает ответную реакцию. Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека. Данные, полученные на животных, непосредственно переносились на человека.

Центральное понятие направления – научение. Один из основателей современного течения бихевиоризма – теории социального научения А. Бандура – считает, что научение у человека проходит двумя путями:

· прямым, непосредственным подкреплением; нельзя ставить ученику постоянно двойки…

· косвенным подкреплением, когда наблюдение за поведением других приводит к определенным выводам; надо давать образцы, эталоны поведения детям…

Бихевиоризм внес в психологию дух материализма, ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, расширил сеть психологических исследований (интенсивно изучалось поведение младенцев и животных). Данное направление критикуют за игнорирование воли, эмоций, потребностей человека, его активности. Из этого вытекает жесткая детерминированность поведения и развития человека внешними обстоятельствами.

Психоанализ основал З. Фрейд (1856- 1939). Поведение человека, по Фрейду, определяется не только сознательным, но и бессознательными мотивами, переживаниями, возникшими в результате подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов. Критика психоанализа связана с переоценкой роли сексуальности в развитии психики и придания решающего значения ранним детским переживаниям. Последователь Фрейда К.Г. Юнг (1875-1961) считал, что психическая энергия, связанная с инстинктом жизни, характеризуется не только сексуальной энергией, но и всей жизненной энергией в целом. Он выделил психотипы: экстравертов и интровертов. Адлер А. центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству и чувство неполноценности. Э. Эриксон разработал свою концепцию развития личности человека, в основе которого лежит обретение идентичности, т. е. представления о собственной полноценности, способности решать возрастные задачи, которые ставит перед ним жизнь. Значение психоанализа велико: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме».

Гештальтпсихологиявозникла в начале 20 века в Германии. Гештальт – форма, образ, структура. Психика с точки зрения этого направления должна изучаться с позиций целостных структур. Основатели М. Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1967). Последователь – К. Левин (1890-1947). Ими выявлены феномены «инсайта» как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации. Вводятся понятия уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и т.д.

Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем, позволяющих воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Критика связана с отождествлением человеческого мозга с машиной. Ж. Пиаже (1896-1960), швейцарский психолог разработал теорию развития интеллекта. Развитие мышления проходит ряд стадий, обеспечивается созреванием нервной системы, формированием опыта общения с разными людьми, овладением предметами, объектами окружающего мира.

Развитие отечественной психологииосуществлялось в русле двух направлений: философско-религиозного и естественно-научного. Представители первого направления считали предметом психологии душу, основным методом психологии называли – интроспекцию. Второе направление связано с идеями объективно – экспериментального исследования психики. В 1911г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента. М.Я. Басов разработал метод наблюдения. Л. С. Выготский (1896-1934) создал культурно – историческую концепцию. А. Н. Леонтьев (1903-1979) разработал теорию деятельности. С.Л. Рубинштейн (1899-1960) обосновал теорию единства сознания и деятельности. Психология индивидуальных различий связана с именами Б.М. Теплова (1896-1965), В.Д. Небылицина (1930- 1972), В.С. Мерлина (1892-1982). В.Н. Мясищев основал теорию отношений: истинные отношения человека раскрываются в очень значимой для него ситуации. Методологические основы психологии разработаны Б.Г. Ананьевым (1907-1972).

Контрольные вопросы по теме:

1. Что изучает психология человека?

2. Какие компоненты выделяют в структуре психических явлений?

3. Каковы задачи психологии?

4. Когда возникла экспериментальная психология?

5. Охарактеризуйте основные направления в психологии, возникшие в результате открытого кризиса науки.

Литература:

1. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. М. , 1991.

2. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник. 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2002.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2006.

4. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., Просвещение, 1983.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995.

Наши рекомендации