Деятельность - внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью.

Структура деятельности:1. Цель и мотив. 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели. 3. Система контроля, коррекции действий. 4. Оценка результата.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев):

в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).


Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

1. Возбудимость. Отражает готовность реагировать на психологические раздражители, отвечает за формирование уязвимости, чувствительности.

2. Глубина переживаний.

3. Эмоциональная ригидность и лабильность – устойчивость и подвижность. Эти свойства отражают способность человека испытывать чувства после исчезновения раздражителя (ригидность) и умение быстро подстраиваться под меняющуюся ситуацию (лабильность).

4. Эмоциональная устойчивость. Рассматривается в двух аспектах – ситуационном (умение подавлять эмоции) и личностном (отсутствие реакции на эмоциональные раздражители).

5. Экспрессивность – способ выражения своих чувств через мимику, жесты, интонации и т. д.

6. Эмоциональный отклик – степень восприятия, уровень чувствительности человека.

7. Эмоциональный пессимизм и оптимизм.

Совокупность отдельных черт определяет тип личности, которых сегодня выделяют четыре.

1. Эмоциональный. Человек такого типа легко возбудим и впечатлителен, действия совершённые в состоянии срыва часто вызывают раскаяние, но неизменно повторяются.

2. Сентиментальный. Для таких людей свойственно самосозерцание, они оценивают мир по собственным эмоциональным реакциям на него, которые им очень важны. Чувства такого человека направлены на собственную персону, он может совершать дурные поступки, проливая искренние слёзы.

3. Страстный. Люди этого типа стремительны и настойчивы в достижении целей, в их жизни эмоции всегда бьют ключом. Свою энергию они отдают на все 100%.

4. Эмоционально-фригидный. Для этого типа свойственен холодный рассудок, такой человек не сможет понять переживания других, у него просто отсутствует такая способность.

Таков современный взгляд на вопрос эмоциональных свойств личности и, конечно, это не окончательные формулировки, область ещё будет развиваться, открывая человеческие чувства с новых сторон. А вообще эмоциональность, как свойство личности рассматривал ещё Гиппократ, только тогда это происходило в рамках одного из типов темперамента – холерического.

Наши рекомендации