Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Сознание и его структура
Как известно, продукты (осознанные образы, понятия, закономерные связи и др.) отражения объективной реальности закрепляются в сознании, феномен которого присущ только человеку. Оно рассматривается в психологии как высший уровень функционирования психической сферы человека, выделяющий его из окружающей действительности и позволяющий отражать ее в форме соответствующих психических образов, служащих регуляторами целенаправленной деятельности. Оно формируется, функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, но обязательно на основе его чувственно-предметной деятельности и общественно-исторической практики. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме идеальных образов, выступающих продуктом деятельности мозга.
Важнейшими функциями сознанияявляются мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением человека, а также анализ и оценка происходящего в окружающем и его собственном духовном мире.В практике также наблюдаются различные степени ясности сознания. Их диапазон достаточно широк и располагается от состояний, характерных как озарение (инсайт – внезапное не выводимое из прошлого опыта, но логически объяснимое понимание сущности явления) до так называемых «сумеречных» состояний сознания.
Таким образом, сознание выступает высшим уровнем психической активности человека как социального существа. Ее своеобразие заключается в том, что отражение в нем реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Вследствие этого отечественная психологическая наука исходит из того, что личность, как психологическое явление, формируется и развивается в процессе онтогенеза человека (физического и психического развития от рождения до своей смерти) в результате субъективного отражения объективной реальности в его сознании. Вместе с тем по объему, характеру и внешней направленности формируемых в этом процессе психических явлений имеются существенные различия. В современной науке они раскрываются понятиями «индивид», «личность», «субъект» и «индивидуальность».
Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъектасоциокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологиАтрибуты личности
● Воля (см. также: Свобода)
● Разум
● Чувства
чески вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Условия развития личности.
Самость
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм.
Биполярность
Активность
Субъекты конфликта[
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность
Виды общения[править | править вики-текст]
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
● Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
● Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. к
● кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
● Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении.
● Деятельностное общение — обмен навыками и умениями,
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) — наука овоспитании и обучении человека[1].
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Практически везде категориями педагогики считаются:
● Образование
● Обучение
● Воспитание
Под методом подразумевается набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности. Метод обучения, за огромное время своего существования, приобрел самое разное толкование ведущими учеными в области педагогики, но исходя из толкования самого метода, можно метод обучения охарактеризовать, как набор практических и теоретических сведений, необходимых для обучения учащегося какому-либо учебному предмету.Кровельные материалы москва помогот защитить ваш класс от всяких негативных погодных явлений. Методы обучения классифицируются по 3 основным признакам: 1)По источникам и типу подачи информации: — разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся; — наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий; — практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений. 2) По взаимодействию учителя и обучаемого: — метод совместного поиска истины; — метод исследования и познания. 3) По основным методам, употребляемым учителем в своей работе: — организационные методы; — методы стимуляции и мотивирования учебного процесса; — контролирующие методы.
классификация Г.И Щукиной. Она выделяет три группы методов: формирования сознания личности; организации деятельности; стимулирования поведения и деятельности.
1. Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.
2. Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.
Другие классификации методов воспитания:
● по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);
● по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина, Огородников);
● Марьенко: приучения и упражнений, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания.
Наиболее действенныеметоды воспитания представлены следующими группами:
1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
2. Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
4. Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.
В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия.
Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
1. биологическая наследственность;
2. физическое окружение;
3. культура, социальное окружение;
4. групповой опыт;
5. индивидуальный опыт.
Социализация — это процесс формирования человека посредствомобучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс, в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называетсямеханизмом - в данном случае мПервый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.
Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего родавершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки,акме, т.е. полный расцвет.
Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организациимакроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организациймикроуровня, таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.
Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.
еханизмом социализации.
Сознание и его структура
Как известно, продукты (осознанные образы, понятия, закономерные связи и др.) отражения объективной реальности закрепляются в сознании, феномен которого присущ только человеку. Оно рассматривается в психологии как высший уровень функционирования психической сферы человека, выделяющий его из окружающей действительности и позволяющий отражать ее в форме соответствующих психических образов, служащих регуляторами целенаправленной деятельности. Оно формируется, функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, но обязательно на основе его чувственно-предметной деятельности и общественно-исторической практики. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме идеальных образов, выступающих продуктом деятельности мозга.
Важнейшими функциями сознанияявляются мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением человека, а также анализ и оценка происходящего в окружающем и его собственном духовном мире.В практике также наблюдаются различные степени ясности сознания. Их диапазон достаточно широк и располагается от состояний, характерных как озарение (инсайт – внезапное не выводимое из прошлого опыта, но логически объяснимое понимание сущности явления) до так называемых «сумеречных» состояний сознания.
Таким образом, сознание выступает высшим уровнем психической активности человека как социального существа. Ее своеобразие заключается в том, что отражение в нем реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Вследствие этого отечественная психологическая наука исходит из того, что личность, как психологическое явление, формируется и развивается в процессе онтогенеза человека (физического и психического развития от рождения до своей смерти) в результате субъективного отражения объективной реальности в его сознании. Вместе с тем по объему, характеру и внешней направленности формируемых в этом процессе психических явлений имеются существенные различия. В современной науке они раскрываются понятиями «индивид», «личность», «субъект» и «индивидуальность».
Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъектасоциокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологиАтрибуты личности
● Воля (см. также: Свобода)
● Разум
● Чувства
чески вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Основные направления развития личности:
физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;
социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Движущие силы развития личности - это противоречия:
общие (универсальные) противоречия -между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;
индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека;
внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: ``хочу-могу'', ``хочу-надо'', ``знаю-не знаю'' и др.);
внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).
Условия развития личности.