Гуманистическая теория личности Э.Фромма.
Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы "убежать от свободы". Первый из них – авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Второй способ бегства – деструктивность. Ч-к пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автоматаФромм применял к ч-ку, к-ый использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. Согласно Фромму, в противовес 3 перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря к-му можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с др.людьми и обществом. Он называл вид свободы, при к-ой ч-к чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни.
Помимо этого, по убеждениюФромма, в природе ч-ка заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Фромм выделил 5 основных экзистенциальных потребностей ч-ка.
Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.
Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей).
Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира.
Потребность в самотождественности. благодаря к-ой они чувствуют свою непохожесть на др. и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле.
Потребность в системе взглядов и преданности.Людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни.
Социальные типы характера. Фромм выделял 5соц.типов х-ра, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в к-ом живут люди. Фромм разделил их на 2 больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы х-ра. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов х-ра не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.
Рецептивные типы убеждены, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить.
Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Негативными чертами яв-ся агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным - уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви. В отличие от первых двух типов, "накопители" тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое.
Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, к-ый можно продать или выгодно обменять.
В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный х-р представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии ч-ка. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность ч-ка к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.