Бихевиоральное направление: реформа бихевиоризма Б.Ф.Скиннера.
Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями ч-ка, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих др.психологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в "разуме". Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует ч-ка. Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окр.среды определяет наше поведение. В отличие от др. психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окр.среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он яв-ся одним из самых высокочтимых психологов нашего времени. Радикальный бихевиоризм Скиннера явно отличается от теорий социального научения. Хотя подходы А.Бандуры и Дж.Роттера отражают нек-ые из основных положений научающе-бихевиорального направления, они предлагают более широкий взгляд на поведение, к-ое подчеркивает взаимосвязь факторов внутри и вне людей.
ПОДХОД СНИННЕРА К ПСИХОЛОГИИ. Большинство теоретиков-персонологов работают в 2направлениях: «обязательное изучение устойчивых различий между людьми» и «опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения». Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают "объяснение наблюдаемых фактов, к-ые апеллируют к событиям, описанным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах". Наконец, Скиннер оспаривал теории поведения ч-ка, часто дающие психологам ложное чувство уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, к-ые предшествовали этому поведению. Т.О., несмотря на то, что взгляд Скиннера на теорию существенно отличается от точки зрения большинства психологов, он, тем не менее, посвятил себя задаче создания теории поведения ч-ка.
42. Бихевиоральное направление: теория подражания (Н.Миллер, Дж.Доллард), научение через моделирование (А.Бандура).
Миллер и Доллард разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение как животного, так и ч-ка яв-ся следствием таких первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но отнюдь не угашены. Помимо первичных, существуют вторичные побуждения, включающие гнев, вину, сексуальные предпочтения, потребность в деньгах, власти и многие др.
Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции. С их точки зрения, подкрепление – это редукция, снятие побуждения или, используя термин Фрейда, драйва. Научение, по Миллеру и Долларду – это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, к-ый он вызывает благодаря подкреплению. Если в репертуаре поведения ч-ка или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания уменьшить кол-во проб и ошибок и приблизиться к правильному ответу через наблюдение поведения другого. В экспериментах Миллера и Долларда выяснялись условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Эксперименты проводились на крысах и детях, причем в обоих случаях были получены сходные рез-ты. Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает стимульно-ответную связь. Если нет побуждения, научение невозможно. Миллер и Доллард считают, что самоудовлетворенные самодовольные люди – плохие ученики.
Концепция социального научения. А. Бандура. А Бандура – наиболее известный представитель теоретиков второго поколения концепции социального научения – развил идеи Миллера и Долларда о социальном научении. Он критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Восприняв идеи диадического подхода к анализу поведения ч-ка, Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении ч-ка возникает на основе наблюдения за поведением другого. В отличие от своих предшественников, Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. Бандура провел немало лабораторных и полевых исследований, посвященных детской и юношеской агрессивности. Н-р, детям показывали фильмы, в к-ых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). В рез-те агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, было больше и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших фильм.
Учитывая эти возражения, А.Бандура включает в схему «стимул – реакция» 4промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к форм-ию у субъекта нового поведенческого акта.
Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели – ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение. У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели. Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит.
Т.О., Бандура признает роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Это заметный отход от первоначальной позиции Миллера и Долларда, согласно к-ой подражание трактовалось как моделирование на основе восприятия действий модели и ожидаемого подкрепления.