Тема 15. Консультативные возможности разрешения конфликтов
Вопросник:
1. Психотерапия: диалог человека с самим собой.
2. Психологическое консультирование и групповая психотерапевтическая работа.
3. Посредничество психолога в разрешении конфликта.
4. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения.
Задания:
Проанализировать произвольно выбранный из литературных источников конфликт на основе критериев заданных в лекционном материале.
8. Лабораторные занятия по учебному плану курса не предусмотрены
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Рекомендуется активное использование материалов из периодических научно-популярных изданий по психологии («Психологическая газета», журналы - «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологическая наука и образование», «Психологический журнал» и др.).
10. Методические рекомендации и указания типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ).
Лабораторные работы и курсовые проекты по учебному плану курса не предусмотрены.
11 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Методические рекомендации к выполнению заданий СРСП: для выполнения заданий рекомендуется использовать материалы из сети Интернет, а также ресурсы электронного каталога КарГУ (электронные лекции по педагогической психологии), и статьи в периодических изданиях по педагогической психологии («Вопросы психологии», «Вестник МГУ»-серия «Психология», «Психологический журнал»), а также материалы публикаций в хрестоматии по педагогической психологии.
Тема СРСП: Понятие конфликта
Задание:
Проанализировать:
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Теоретико-методологические основы конфликтологии.
- Современные проблемы развития конфликтологии.
- Сделать презентацию исследований психологов и педагогов по конфликтологии.
Форма проведения:
Индивидуальное составление презентаций с последующей групповой дискуссией об эволюции научных воззрений на конфликт, о связи конфликтологии с другими науками.
Рекомендуемая литература: 3,15
Тема СРСП: Философско-социологическая традиция изучения конфликтов
Задание
Ответьте на вопросы:
- Какое название получила конфликтология как относительно самостоятельное направление в социологии и психологии.
- Перечистите основные этапы эволюции конфликтологических взглядов в истории философии.
- Назовите социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.
Форма проведения: беседа.
Рекомендуемая литература: 3,15
Тема СРСП: Конфликт как психологический феномен
Задание
Решите ситуационные задачи:
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.
Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.
2. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: “Это я вас учу”.
3. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.
Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства… Назревает конфликт.
4. . Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.
5. Поведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.
Предприниматель обращается к налоговому инспектору: “ На каком основании вы наложили штраф?”. Инспектор: “Давайте разберемся”. И, используя документы, разъясняет причину штрафа.
Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель спрашивает у своего заместителя: “Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?”. Заместитель: “У меня есть некоторые соображения по этому поводу”.
Форма проведения: групповая дискуссия.
Рекомендуемая литература: 3,15