Тема 15. Консультативные возможности разрешения конфликтов

Вопросник:

1. Психотерапия: диалог человека с самим собой.

2. Психологическое консультирование и групповая психотерапевтическая работа.

3. Посредничество психолога в разрешении конфликта.

4. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения.

Задания:

Проанализировать произвольно выбранный из литературных источников конфликт на основе критериев заданных в лекционном материале.

8. Лабораторные занятия по учебному плану курса не предусмотрены

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендуется активное использование материалов из периодических научно-популярных изданий по психологии («Психологическая газета», журналы - «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологическая наука и образование», «Психологический журнал» и др.).

10. Методические рекомендации и указания типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ).

Лабораторные работы и курсовые проекты по учебному плану курса не предусмотрены.

11 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Методические рекомендации к выполнению заданий СРСП: для выполнения заданий рекомендуется использовать материалы из сети Интернет, а также ресурсы электронного каталога КарГУ (электронные лекции по педагогической психологии), и статьи в периодических изданиях по педагогической психологии («Вопросы психологии», «Вестник МГУ»-серия «Психология», «Психологический журнал»), а также материалы публикаций в хрестоматии по педагогической психологии.

Тема СРСП: Понятие конфликта

Задание:

Проанализировать:

  • Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
  • Теоретико-методологические основы конфликтологии.
  • Современные проблемы развития конфликтологии.
  • Сделать презентацию исследований психологов и педагогов по конфликтологии.

Форма проведения:

Индивидуальное составление презентаций с последующей групповой дискуссией об эволюции научных воззрений на конфликт, о связи конфликтологии с другими науками.

Рекомендуемая литература: 3,15

Тема СРСП: Философско-социологическая традиция изучения конфликтов

Задание

Ответьте на вопросы:

- Какое название получила конфликтология как относительно самостоятельное направление в социологии и психологии.

- Перечистите основные этапы эволюции конфликтологических взглядов в истории философии.

- Назовите социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

Форма проведения: беседа.

Рекомендуемая литература: 3,15

Тема СРСП: Конфликт как психологический феномен

Задание

Решите ситуационные задачи:

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

2. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: “Это я вас учу”.

3. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства… Назревает конфликт.

4. . Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

5. Поведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.

Предприниматель обращается к налоговому инспектору: “ На каком основании вы наложили штраф?”. Инспектор: “Давайте разберемся”. И, используя документы, разъясняет причину штрафа.

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

Руководитель спрашивает у своего заместителя: “Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?”. Заместитель: “У меня есть некоторые соображения по этому поводу”.

Форма проведения: групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература: 3,15

Наши рекомендации