Соотношение сознательного и бессознательного с психике. Классы бессознательного.
Бессознательное это совокупность психических процессав, актов и состояний, обусловленых воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полные ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна оценка их результата.
Билет 15
Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид»,»субъект»,»личность». Индивидуальность
личности.
Слово «личность» первоначально означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре.
Для осуществления научного подхода к личности следует четко разграничить понятия, которые будут использоваться в дальнейшем: индивид, личность и индивидуальность. индивиде говорят, когда рассматривают человека представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности генотип. личность — это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений (Л.И.Бусва). Индивидуальность - это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических психологических и социальных качеств (свойств). На уровне индивидуальности получают свое реальное и уникальное воплощение все названные качества человека
Билет 16
Зарубежные и отечественные подходы к личности.
По З.Фрейду именно бессознательные психические процессы детерминируют мысли, чувства и поведение человека, этом, истинные причины нашего поведения редко бывали доступными осознанию. Когнитивно-поведенческий подход. Представители данного подхода не считают нужным задумываться по поводу психических структур и процессов скрытых в бессознательном. Они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а, отнюдь, не внутренние психические явления, формируют ЛИЧНОСТЬ. Экзистенциально-гуманистический(феноменологический) подход. Согласно феноменологическому подходу, поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность. - феноменологией. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека или субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении поведения. В отечественной психологии также существуют различные воззрения на проблему личности. Исследование личности системы отношений было начато А.ФЛазурским продолжено ВЛ.Мясищевым и его учениками последователями. А.Ф.Лазурский предполагал, что личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития. Человек рождается без всяких отношений, они формируются у него в процессе жизни. Система отношений, имеющаяся у каждого из нас - уникальна, поскольку является результатом нашего индивидуального опыта. Базовым в объяснении психики и поведения для грузинского психолога Д.Н.Узнаддзе стало понятие установки. Установка - это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям, объектам ействительности. Установки, по мнению Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к определенной деятельности направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором, направляющим и определяют содержание сознания. Благодаря механизмам объективизации человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему, как к существующему объективно независимо от него.
Вопрос
Структурные концепции личности в отечественной психологии.
В отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности(Ковалев,Рубинштейн,Мясищев). Рассмотрим некоторые.
Ковалевставит вопрос о целостном духовном облике личности его происхождении и строении как о синтезе сложных структур:темперамента(структура природных свойств),направленности(система потребностей, идеалов и интересов),способностей(система волевых и эмоциональных свойств) . По мнению Ковалева, складываются сложные структуры, синтезом которых и является личность.
Мясищев рассматривает структуру личности только в качествеодной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По его мнению, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности.
Структурно-характерологические особенности личности можно представить следующим образом:
А) структура личности:
1.)отношения и их уровень развития(высокий(сознание долга),средний(симпатия-антипатия),низкий)
2) интеллект и способности и степень их развития(уровень развития-высокий,средний,низкий)(особенности психических процессов-памяти,внимания,мышления)
3)темперамент(типы по Гиппократу-Павлову –холерический(безудержный),сангвинический,флегматический(сильный,инертный),
меланхолический)
4)характер(тип характера;структура характера-гармоничный или противоречивый)
Б)содержание личности
1)содержание основных отношений личности-социальных,общественных,бытовых,семейных,личных,производственных
2)характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценка(широкие-обьективные,узкие-субьективно-личностные)
Билет 18
Основные качества (свойства) личности.
Несмотря на существенные расхождения в подходе к личности и ее определении, имеются и общие позиции, которые могут быть отражены при выделении и описании ее основных качеств (свойств):социальность, т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;уникальность– своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;трансцендентность– стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, назавершенность, противоречивость и проблемность;целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.Перечисленные свойства личности не существуют сами по себе, отдельно друг от друга, но образуют диалектические противоречивые связи, разумно ограничивающие и гармонизирующие их проявление в процессе жизнедеятельности. Все эти качества не даны личности изначально, а представляют собой результат длительного и сложного процесса формирования или становления личности.
Билет 19