Направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение)

Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

[править] Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

[править] Качества направленности

  • Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
  • Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
  • Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
  • Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
  • Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

[править] Связь с мотивационной сферой

В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

[править] Интерес

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

[править] Мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

[править] Направленность как система

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

[править] Направленность на взаимодействие

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

[править] Деловая направленность

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

[править] Личная направленность

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Мышление

Мышление — это опосредованное отражение в сознании чело­века существенных свойств, связей и отношений предметов и явле­ний окружающего мира. Среди других психических процессов мышле­ние является наиболее сложным познавательным процессом, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущ­ность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Процесс мышления не исключает перцептивных процессов. Более того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным толчком к активизации мышления, которое начинает функционировать, когда чувственное познание оказывается бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, зада­чу, найти ответы на вопросы в сложной, проблемной ситуации, не ис­ключающей нескольких альтернативных вариантов решения.

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопре­деленность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределен­ности, кого бы она ни касалась — следователя или преступника, побуж­дает к активной мыслительной деятельности.

Нестандартные задачи, допускающие различные варианты реше­ний, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творчес­кое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер.

Виды мышления.В психологии принята следующая условная классификация видов мышления: наглядное, практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное) и вербально-логическое (дискурсив­ное).

Наглядное, практическое мышление. Оно чаще проявляется в практической деятельности людей. При опоре человека на приобретен­ные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные ре­шения о том, как поступить в сложившихся условиях. Данный вид мыш­ления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совер­шает человек, получивший определенный социальный и профессио­нальный опыт, например опыт совершения действий следователя, отыс­кивающего с помощью различных технических средств криминалисти­ки следы на месте происшествия.

При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важ­ную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения.

Вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Более сложной формой по сравнению с наглядно-образным, наглядно-действенным яв­ляется вербально-логическое мышление, «посредством которого чело­век, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пре­делы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отра­жать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выво­ды и решать сложные теоретические задачи»1.

Данный вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что вербально-ло­гическое мышление всегда связано с языком, речью, с понятиями, кото­рые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим сло­вом. Вот почему, следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцени­ваем уровень развития его мышления в целом.

Прибегая к данному виду мышления, мы широко используем отвле­ченные понятия, обобщенные категории. Путем рассуждений, постро­ения различных логических операций выявляем закономерности изуча­емых явлений, отношения между объектами, прогнозируем дальнейшее развитие событий, благодаря чему выходим за пределы непосредствен­ного, чувственного познания мира.

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении при­чин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Одним из проявлений дискурсивного мышления в следственной практике являются рефлексивные рассуждения, основанные на анали­зе следователем собственных мыслей и сопровождаемые имитацией рассуждений и действий обвиняемого, подозреваемого, свидетеля. Преимущество в ходе рефлексивных рассужде­ний позволяет следователю управлять процессом принятия своих реше­ний и решений подследственного. При этом не следует забывать, что к рефлексивным размышлениям прибегает не только следователь, но и обвиняемый. Поэтому следователь с помощью своего дискурсивного мышления должен превзойти его в ранге рефлексии.

Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых спо­ров. Поэтому, когда специалист решает нестандартные задачи наиболее коротким и рациональным способом при наличии других возможных ва­риантов, говорят о его умении творчески мыслить, о выраженном у него творческом (эвристическом) мышлении, о его способности находить оптимальные решения, устанавливать совершенно новые закономернос­ти и свойства явлений, предметов. В настоящее время появилось само­стоятельное направление в науке — эвристика как совокупность зна­ний о творческих способностях человека, помогающих ему находить ис­тину не путем простого перебора различных вариантов решения, а дви­гаясь к цели наиболее кратчайшим путем.

В этом проявляется способность человеческого разума к свертыва­нию мыслительных операций, когда длинная цепь рассуждений заменя­ется одной обобщающей операцией, которую характеризуют направлен­ность, избирательность, детерминированность мышления.

Как считают некоторые ученые, мысль исследователя в процессе познания должна не только углубляться в предмет познания, но и как бы скользить по его поверхности, задерживаясь не только на нем, но и около него. В подобных случаях, по аналогии с «боковым» зрением, го­ворят о так называемом боковом мышлении как о разновидности твор­ческого мышления. Такое мышление освобождает нас от привычных, ранее усвоенных суждений, принявших догматические формы, извле­кая из нашей памяти различные ассоциации, которые ведут нашу мысль в совершенно ином направлении, неожиданно подсказывая нужное ре­шение. «Боковое мышление оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: проблема должна стать устойчивой целью деятельности, стать доминантной»4. Только тогда, когда мысль о нераскрытом преступлении и возможных путях ус­тановления истины будет в сознании следователя постоянно активизи­ровать его мыслительную деятельность, только тогда можно рассчиты­вать на продуктивность такого мышления.

Существенную роль в процессе творческого мышления играет ин­туиция, т.е. знание, возникающее как бы неосознанно за пределами тех или иных привычных стереотипов мышления, логических программ, принятых алгоритмов решения задач. Обычно интуиция проявляет себя в проблемных ситуациях, требующих нестандартных решений.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска.Мышление появляется, когда в создавшейся проблемной си­туации возникает задача, не имеющая готового решения. Такая задача может выступать как цель деятельности, например задача — раскрыть преступление, установить истину по делу Чтобы мышление активизи­ровать, необходима соответствующая мотивация мыслительной дея­тельности. И чем она сильнее, тем более продуктивно мышление.

Рассмотрим подробнее этапы мыслительного процесса.

Подготовительный этап. На данном этапе осознается определен­ная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит ре­шить. У следователя этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела.

Ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) ха­рактер. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изу­чения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении. В это время строятся гипотети­ческие суждения, выдвигаются версии о механизме происшедшего со­бытия, о возможно причастных к нему лицах и т.д Все эти суждения, версии соотносятся с имеющейся информацией, и те из них, которые не подтверждаются, отбрасываются.

Определение путей, средств и методов решения задачи. На дан­ном этапе определяется направления поисков, а также способы реше­ния частных задач, что обычно отражается в развернутом плане рассле­дования по уголовному делу.

Решение задачи. Решение познавательных задач по делу продол­жается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, новую поступающую к нему ин­формацию. Применительно к различным следственным ситуациям сле­дователь использует те или иные тактические комбинации, своеобраз­ную программу деятельности в виде определенной совокупности следст­венно-розыскных действий, нацеленных на раскрытие преступления.

Сопоставление полученных результатов с исходными условия­ми задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыс­лительный процесс завершается; если же нет — продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствую­щий поставленной задаче.

В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, ин­дукция, дедукция и др.

Наши рекомендации