Итак, эмоции — это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций.
Эмоции — это состояние жизнедеятельности, связанное с соотнесением актуализированных потребностей с условиями их удовлетворения в текущей ситуации.
Можно выделить следующие относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний:
1) интерес — возбуждение;
2) удовольствие — радость;
3) удивление — изумление;
4) горе — страдание;
5) гнев — ярость;
6) отвращение — омерзение;
7) презрение — пренебрежение;
8) страх — ужас;
9) стыд — застенчивость;
10) вина — раскаяние.
Каждая из этих эмоций имеет свой нервный субстрат.
Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоциональных комплексов — триад (горе — гнев — отвращение; страх — стыд — вина и т.д.). Эти эмоциональные комплексы имеют адаптационную, приспособительную функцию и характерные внешние мимические, нервно-мышечные выразительные проявления4.
Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, с возбуждением определенных подкорковых областей мозга и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы.
В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении следственного эксперимента и при проверке показаний на месте происшествия.
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательное), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению.
В зависимости от того, насколько существенны отражаемые в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства.
В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические (от гр. "sthenos" — сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения побуждают человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (чувство паники или страха). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей. Например, чувство страха может и мобилизовать и демобилизовать силы человека. Это зависит от индивидуальных особенностей личности и его волевых состояний.
Эмоции и чувства различаются также по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (кратковременные и устойчивые).
Высшие чувства подразделяются еще и по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические,
Эмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы. Они могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности.
По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:
1) эмоциональный тон ощущения;
2) эмоциональный отклик;
3) настроение;
4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.
1. Эмоциональный тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения — наше отношение к качеству ощущения.
Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным раздражителям у нас возникает даже органическое болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом). Эмоциональное отношение к некоторым предметам (например, к предметам и явлениям, вызывающим боль) позволяет уже при первой встрече с вредоносным объектом принять быстрое решение. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, затем включается в различные восприятия и представления.
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.
2. Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде. Вы увидели красивый пейзаж — возникнет эмоциональный отклик.
Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом.
Одним из видов эмоционального отклика является синтония — сопереживание эмоциональному состоянию других людей. Это одно из важнейших социальных качеств человека. Исследователи отмечают, что способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта, а также в условиях пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.
3. Настроение. Каждому человеку из опыта известно, насколько велика роль хорошего настроения в нашей повседневной деятельности. Веселое и серьезное, грустное и жизнерадостное — самые разнообразные настроения постоянно чередуются в нашей жизни.
Настроение — ситуативно обусловленное доминирование определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода. Непосредственно отражая значимость явлений, эмоции регулируют функционально-энергетический уровень жизнедеятельности. Настроение является особым видом эмоциональной регуляции жизнедеятельности в результате непосредственного отражения связи данной ситуации с опытом человека, его установками.
Настроение вызывается различными положительными или отрицательными воздействиями: успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т.д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.).
Настроения, как и все другие эмоциональные состояния, являются положительными или отрицательными, они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их динамизирующее влияние на деятельность человека.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоций или чувств — воодушевление, наиболее низкий — апатия. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, является состоянием расстроенности.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях проявляется в стабильности или нестабильности его настроения и в работоспособности при различном настроении. Один человек при плохом настроении теряет работоспособность, другой способен взять себя в руки и продолжать необходимую работу.
В зависимости от преобладающих в опыте данного человека эмоций и чувств соответствующее настроение становится устойчивым и характерным для данного человека. Очень важно дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует нас к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая свое сознание на положительных сторонах жизни.