Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является одним из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одним из средств установления истины в судопроизводстве, источником доказательств.
Следователь должен распознавать поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, а для этого ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы.
СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими.
В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ1.
Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, СПЭ может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.
Не все психические явления охватываются конкретными диагностическими методиками. Некоторые психические явления могут быть изучены только в лонгитюдном исследовании (в течение длительного периода) или в условиях естественного эксперимента.
Многие, на первый взгляд, психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным исследованием.
СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.
СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.
Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. "diagnos" — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий. Психодиагностика как область психологии начала развиваться с конца XIX века. Ее крупнейшими представителями были Дж. Кеттл, Ф Гальтон и др. Большой вклад в ее развитие внес французский психолог А.Бине, разработавший метод диагностики умственного развития детей (шкалу развития интеллекта).
В настоящее время психодиагностика располагает множеством методик, специализированных по различным направлениям2. В судебно-экспертной диагностике ведущая роль принадлежит специалистам в области психических аномалий, задержек в психическом развитии детей и следовых аффектов.
Ведущим методом психодиагностики является метод тестов.
Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. "valid" — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.3
Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.
Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.
Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается дополнительная экспертиза.
Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.
Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.
Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (ст. 81, 82, 184 УК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УК РФ).
Перед назначением СПЭ следует четко установить повод для ее назначения, т.е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения СПЭ. Рассмотрим вначале поводы для обязательного назначения СПЭ.
I. СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого (на основании ст. 392 УПК РФ). Может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.
Признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего являются:
- инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню данного лица, их детскость), неспособность к самостоятельным умозаключениям;
- несоответствие мотивов содержанию и целям действий;
- нарушение в целенаправленности и критичности поведения;
- неспособность к социальной коррекции поведения.
При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведении СПЭ, в котором должны быть поставлены конкретные вопросы примерно в такой формулировке:
- Имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются;
- Можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или частично) значения своих общественно опасных действий;
- В какой мере лицо могло руководить своими действиями?
Перед СПЭ нельзя ставить вопрос: нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица? Психическое развитие умственно отсталого несовершеннолетнего принципиально отличается от нормального.
II. При постановке перед СПЭ вопросов, связанных с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания следователь (судья) должен знать возможности СПЭ в этой области.
СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.
Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.
Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.
В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.
Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например: имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений, обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.
Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).
III. При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. (Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления.) Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.
Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса: 1) находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности; 2) могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.
Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.
Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.
Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:
- хроническим психическим заболеванием;
- временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием1, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
- отставанием психического развития;
- возрастными и личностными особенностями потерпевшей.
Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.
Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.
СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходи-мостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.
IV. Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.
Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.
Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания. Но, как отмечал известный психиатр Ганушкин, чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб.
Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность (п. 5 ст. 38 УК РФ), или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления (ст. 104,110 УК РФ).
Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?
Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений2.
Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными:
- для анализа личностных особенностей обвиняемого:
- для определения причин возникновения аффекта;
- для определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обвиняемого с потерпевшим;
- для реконструкции динамики развития и угасания данного состояния.
Наряду с рассмотренными четырьмя группами поводов обязательного назначения СПЭ выделяются три группы факультативных (необязательных) поводов назначения СПЭ.
I. Назначение СПЭ для установления авторства письменного документа по психологическим особенностям (психолого-лингвистическая экспертиза).
Письменные документы являются одним из объектов исследования в судопроизводстве.
При этом может быть назначена не только почерковедческая, но и психолого-лингвистическая экспертиза.
Письменный документ может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуждению — под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе "следы психики" этого лица, признаки его личностных речевых особенностей1.
Экспертиза этих признаков осуществляется экспертами психолингвистами (или совместно психологами и филологами).
При этом выявляются позиции, ориентации, доминирующая направленность автора письменного текста, его эмоционально-выразительные и семантико-стилистические особенности (характер содержания текста, его лексические и стилистико-конструктивные особенности, социальные, возрастные, национальные, региональные признаки).
В речи проявляется уникальный, индивидуальный своеобразный комплекс психических особенностей индивида — вербальный стереотип.
Перед психолингвистической экспертизой могут быть поставлены вопросы об авторстве не только письменного документа, но и об авторстве речи, записанной на магнитную пленку.
II. Назначение СПЭ для установления непатологического психического состояния лица, предрасполагающего к самоубийству.
В соответствии с уголовным законом покушение человека на лишение жизни самого себя не влечет уголовной ответственности. Но лица, виновные в доведении человека до самоубийства, несут строгую уголовную ответственность (ст. 107 УК РФ).
Основные признаки состава этого преступления: зависимость потерпевшего от обвиняемого (подозреваемого), жестокое обращение с ним, систематическое унижение его человеческого достоинства, а также систематическая травля, клевета.
Самоубийство (суицид) — чрезвычайный, трагический акт в жизнедеятельности человека, при котором травмирующие психику обстоятельства по своей силе превосходят даже самый сильный человеческий инстинкт — инстинкт самосохранения.
Самоубийства совершаются на фоне двух разновидностей остроконфликтных психических состояний: на фоне глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни субъективно трактуемой безвыходностью положения или в результате внезапно возникшего аффекта, фрустрации, связанных с личностно-аварийной ситуацией.
Суицид может быть вызван и длительным накоплением отрицательных эмоций в крайне неблагоприятных условиях жизни, в результате психопатизации личности (в этих случаях назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза).
Изучение психического состояния личности в случаях завершенного самоубийства крайне затруднено. Оно оценивается в комплексе имеющихся по делу обстоятельств.
Вот что рассказывает следователь по особо важным делам прокуратуры РСФСР Э.К.Шейкина:
"Велось следствие по сложному делу гр-на М., которому было предъявлено обвинение в отравлении жены. Обвиняемый категорически отрицал совершение преступления и объяснил смерть жены самоубийством. Он говорил, что жена, узнав о его намерении уйти к другой женщине, была потрясена, находилась в тяжелом состоянии и неоднократно угрожала покончить жизнь самоубийством
в случае ухода М. из семьи. Более того, обвиняемый утверждал, что его жена дважды покушалась на свою жизнь.
Нас интересовал вопрос о том, было ли на самом деле психическое состояние умершей в последние перед смертью недели и дни предрасполагавшим к самоубийству.
Было известно, что жена М. никогда психическими заболеваниями не страдала, странностей в ее поведении никто не отмечал. Поэтому сомнений в психическом здоровье умершей не возникло, и мы назначили посмертную судебно-психологическую экспертизу.
В результате деятельности эксперта мы получили его заключение о том, что состояние умершей в последний период жизни не было предрасполагающим к самоубийству. Вывод эксперта был основан на результатах анализа большого фактического материала. Анализ проводился в понятиях современной научной психологии. Была раскрыта динамика развития психического состояния умершей, постепенное его изменение, в частности преодоление внутреннего кризиса, имевшего место в определенный период. Эксперт показал зависимость психического состояния от содержания потребностей и мотивов деятельности жены М., определил место мотива сохранения семьи в общей структуре мотивационной сферы этой женщины.
Заключение эксперта-психолога было использовано нами в обвинительном заключении как одно из веских доказательств, опровергавших версию обвиняемого о том, что его жена покончила жизнь самоубийством"
III. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании происшествий связанных с использованием техники.
При расследовании происшествий, связанных с использованием техники (автотранспортных, авиационных, железнодорожных, воднотранспортных происшествий, аварий на производстве) в ряде случаев назначается инженерно-психологическая (технико-психологическая) экспертиза.
Совместное научное заседание Института государства и права АН СССР и института психологии АН СССР, посвященное рассмотрению юридического значения ошибок человека-оператора приняло предложение обратить внимание Прокуратуры СССР на необходимость прямого участия специалистов по инженерной психологии в расследовании аварий и катастроф в сложных системах управления, а также более широкого использования экспертиз2.
Следователю (судье) необходимы некоторые инженерно-психологические познания. Только на основе этих познаний можно поставить конкретные вопросы эксперту.
Инженерная психология изучает:
1) Психофизиологические характеристики деятельности оператоpa — закономерности приема информации, ее хранения и переработки, принятия управленческих решений и др.
2) Проблемы проектирования системы "человек — машина" с учетом человеческого фактора (проектирование рабочего места, средств отображения информации и органов управления, инженерно-психологическая оценка системы "человек — машина").
3) Проблемы профессионального отбора на основе системы психологических характеристик конкретных операторских профессий.
Человек, осуществляющий трудовую деятельность посредством технических средств, приводящий эти средства в действие на основе информационной модели и с использованием органов управления, называется оператором (пилот, водитель, машинист, оператор пульта управления и др.).
Совокупность психических и антропометрических свойств оператора, определяющая эффективность использования технических систем, называется человеческим фактором.
Оператор в ряде случаев не воспринимает непосредственно реальных результатов своих действий. Информация о состоянии объекта управления передается ему через систему технических средств — у оператора формируется информационная модель объекта управления.
Эта текущая информационная модель соотносится с концептуальной моделью — с тем, в каком состоянии должна находиться управляемая система.
При этом основными психическими компонентами деятельности оператора являются образы-цели, оперативные образы, прогнозирование хода событий и принятие решений при отклонении системы от заданной цели.
С увеличением скорости и сложности производственных процессов повышаются требования к быстроте и точности психического отражения оператора, усложняется процесс управленческих решений.
Все это приводит к повышению нервно-психической напряженности труда оператора3.
В связи с этим особое значение приобретает надежность оператора — его способность своевременно принимать правильные решения в условиях нервно-психической напряженности.
Следователю необходимо иметь в виду, что оценка напряженности в работе оператора производится на основе предельно допустимых норм деятельности. Допускаемая информационная нагрузка оператора определяется коэффициентом загруженности, периодом занятости, длиной информационной очереди, временем пребывания информации на обработке, скоростью ее поступления4.
В системе "человек-машина" различаются четыре аспекта человеческого фактора: биологический, психофизиологический, психический и социально-психологический.
Из вышеуказанных четырех человеческих факторов системы "человек-машина" биологический фактор является объектом медико-биологической экспертизы. Остальные три фактора — объекты судебно-психологической экспертизы.
При расследовании аварий и катастроф очень важно отличать ошибки, связанные с человеческим фактором, от халатности, преступной небрежности и самонадеянности. Ошибки оператора могут быть совершены в результате несоответствия оборудования и условий труда психофизиологическим возможностям человека. Ошибки оператора возрастают по мере сложности его деятельности.
Вероятность ошибочных действий значительно увеличивается под влиянием ряда отрицательных условий деятельности. К этим условиям относятся:
- ограничение времени, отведенного на выполнение задания;
- дискомфортные условия труда (ненормальная температура, воздействие вибрации, ограничение подвижности оператора, стеснение его действий, физические перегрузки);
- отрицательные эмоции в экстремальных ситуациях;
- длительная работа с предельной нагрузкой;
- недостатки в организации совместных действий, плохие условия речевой коммуникации.
Все вышеуказанные факторы должны быть учтены при экспертном судебно-психологическом исследовании ошибочных действий оператора.
Для анализа возможных ошибочных действий оператора следователь должен иметь представление о психологической структуре деятельности человека-оператора в системе "человек — машина", об этапах деятельности человека-оператора, о психическом содержании этих этапов.
При расследовании происшествий, связанных с использованием техники, необходимо исходить из следующих психофизиологических возможностей оператора.
При расследовании происшествий, связанных с использованием техники, особое значение имеет время сенсомоторной реакции оператора.
Итак, в компетенции судебно-психологической экспертизы по делам о катастрофах и авариях на производстве и транспорте относятся:
1) установление наличия или отсутствия у субъекта в момент происшествия проявлений крайнего психического напряжения;
2) установление пределов психофизиологических возможностей, их соответствия требованиям, возникшим в момент происшествия;
3) установление нарушений инженерно-психологических и эргономических требований к средствам индикации и механизма управления технической системой.
Поводом к назначению судебно-психологической экспертизы по делам о транспортных и производственных происшествиях могут служить возникшие в процессе расследования предположения о том, что требования аварийной ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности конкретных лиц, управляющих техникой.
В связи с этим экспертам-психологам могут быть заданы следующие вопросы:
- находился ли субъект в момент совершения конкретных действий в конфликтных психических состояниях (стресс, фрустрация и др.);
- какое влияние на выполнение профессиональных функций могло оказать данное состояние;
- соответствуют ли психологические возможности обследуемого лица требованиям ситуации происшествия;
- имелись ли эргономические недостатки в соответствующих технических средствах, обусловивших ошибочность действий оператора5.
Только глубокое экспертное исследование человеческого фактора при взаимодействии человека с техникой может обеспечить реализацию принципа ответственности за виновное поведение и принципа справедливости наказания.