Этапы психологического контакта при общении
Первый этап – прогнозирование общения, формирование модели партнера.
Второй этап – создание внешних условий, облегчающих установление контакта.
Третий этап – формирование образа и его демонстрация партнеру.
Четвертый этап – оценка психологического партнера по общению.
Пятый этап – устранение помех в общении.
Шестой этап – стимулирование интереса к продолжению общения.
Факторы, влияющие на установление психологического контакта:
1. Личность юриста (его интеллектуальный уровень, особенности темперамента и характера, уровень психологических и др. профессиональных знаний, умений, навыков и особенно уровень развития коммуникативных способностей: владение методами воспитательного воздействия, разъяснения, полемики, убеждения, внушения, критического аргументированного анализа фактов, самоконтроля и самоанализа в общении, правильного восприятия критики).
2. Личность собеседника (процессуальное положение, социально-культурный уровень, особенности темперамента и характера и т.д.).
3. Объективные обстоятельства: место, время, окружение, обстановка и другие обстоятельства, сопровождающие коммуникативный контакт.
Приемы установления и поддержания психологического контакта:
1. Моделирование будущего контакта (заранее продумывается содержание беседы, осмысливается техника общения: тон, темп, жесты, мимика и др., выбираются приемы и средства психолого-педагогического воздействия, продумывается внешнее оформление встречи и т.п.).
2. Предварительное изучение личности участников действия, их образа жизни, особенностей их профессиональной деятельности, черт характера, отношений к другим людям, материальным и духовным ценностям, правоохранительным органам.
3. Тщательный анализ на разных этапах общения вербальных и невербальных поведенческих признаков, спонтанных реакций, указывающих на психологическое состояние собеседника, выдающих его подлинные мысли, ориентируясь на которые сотрудник ОВД должен строить свое дальнейшее поведение.
4. «Подстройка» по речи для устранения интеллектуального барьера (внимательно вслушиваться в речь собеседника, запоминая ведущие предикаты, повторяющиеся выражения, культурологические и стилистические особенности его речи, сотрудник ОВД должен использовать их затем в своей ответной речи).
5. Соблюдение правил техники дружеского общения (дистанция – 120 см., положение в пространстве – наискосок, соблюдение одной и той же линии глаз, вежливое, доброжелательное выражение лица и др.).
6. Для начала общения использовать «нейтральную тему», а лучше тему, способную заинтересовать конкретного собеседника, привлечь его внимание и одновременно расположить его к общению с сотрудником ОВД.
7. Добиться в начале разговора нескольких вербальных или невербальных согласий в связи с высказываниями сотрудника или его вопросами.
8. В течение всего коммуникативного акта для поддержания психологического контакта применять психологические «поглаживания» (поощрение собеседника за что-то, проявляющиеся в форме выражения согласия с ним в вербальной или невербальной форме, высказывание комплиментов и т.п.).
9. «Гибко» использовать сильные и слабые стороны личности собеседника: положительные качества вербально подчеркивать, поощрять за них (например, аппеляция к социальному статусу и профессиональной принадлежности собеседника, чувству долга, желанию помочь следствию и т.п.), отрицательные качества (например, словоохотливость, хвастливость, легкомыслие и т.п.) использовать завуалировано, без аппеляции к ним.
10. Для поддержания у собеседника состояния активного внимания, использовать приемы подачи информации в необычной, либо сенсационной форме.
11. В ряде случаев использовать прием «обнажения» задач и целей деятельности для установления психологического контакта с целью создания атмосферы доверия со стороны сотрудника ОВД, требующей от гражданина ответной доверительной реакции.
12. Применять и другие приемы тактичного общения (например, извинение за неудачное слово, неуважительный тон, разъяснение своей позиции, трудностей проблем, признание правоты оппонента и изменение своей точки зрения при наличие достаточных к тому оснований.