Психологический анализ внутриличностного конфликта
Внутриличностный конфликт чаще всего определяется в конфликтологической литературе как «острое негативно переживаемое противоборство личностных структур, основанное на противоречиях системы ценностей. Причины внутриличностного конфликта по-разному определяются в зависимости от исследовательского подхода. Суммируя различные подходы к пониманию этого типа конфликтов, А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов (2001) перечисляют следующие направления исследования: психоанализ (акцент на биопсихологической природе конфликта), бихевиоризм («плохая привычка», реакция на препятствие), гуманистическая психология (нереализованная потребность в самоактуализации и др.), когнитивная психология (когнитивный диссонанс), логотерапия (потеря смысла жизни), интеракционизм (конфликт ролей), психосинтез (снижение целостности «я»).
На первый взгляд может показаться, что внутриличностный конфликт вообще может не рассматриваться с точки зрения социальной психологии, так как его природа скорее может быть раскрыта в рамках психологии личности, психотерапии.
Но проблема внутреннего мира человека неразрывно связана с социумом, с проблемами межличностных отношений, поэтому проведем краткое рассмотрение подходов различных психологических направлений к внутриличностному конфликту. Именно в рамках психоанализа З.Фрейд впервые описал причины внутриличностного конфликта между инстанциями «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх-Я» (Super-Ego). Наиболее опасными, с этой точки зрения, являются ситуации, в которых желаемое поведение индивида оказывается в противоречии с его нравственной позицией. Осознание невозможности удовлетворения своих потребностей может привести индивида к состоянию фрустрации. Для того чтобы человек мог принять себя как цельную и непротиворечивую личность, возникает необходимость преодоления этого состояния. И тогда «Я» использует различные защитные механизмы: вытеснение, фантазии, проекции, замещение, рационализацию и т.д. Защитные механизмы помогают человеку справиться с противоречием между его ожиданиями и реальными фактами жизни. Однако в случае внутриличностного конфликта человек, не находя продуктивных средств разрешения противоречий, сосредотачивается на постановке защиты, тем самым не решая конфликт, а загоняя его вглубь. Психоаналитик помогает человеку высветить противостояние «Оно» и «Сверх-Я» с помощью осознания возникшего противоречия, а также найти продуктивный способ его разрешения.
Постфрейдистские концепции психоанализа также внесли свой вклад в исследование внутриличностного конфликта. Ученики, а впоследствии оппоненты З.Фрейда предложили свои трактовки причин и следствий внутриличностных противоречий. Основой теории А.Адлера стало положение о том, что любой ребенок переживает устойчивое чувство неполноценности, невозможности достичь желаемого. Детское ощущение собственной слабости, незрелости, несамостоятельности проявляется затем и в течение взрослой жизни индивида. Человек стремится компенсировать свое чувство неполноценности, самоутверждаясь за счет достижений в каких-либо видах деятельности: личностном развитии, завоевании положения в обществе, приобретении материальных ценностей и т.д. С точки зрения А.Адлера, человек, преодолевая собственную неполноценность, развивает в себе социально позитивные качества – общительность, стремление к сотрудничеству и взаимопониманию. Если же человеку не удается справиться с гнетущим ощущением собственной ущербности, может возникнуть стремление к сверхкомпенсации, и тогда у него возникает как самоцель желание иметь как можно больше власти, а также негативное отношение к окружающим. Так внутренний конфликт выносится в социальную жизнь, а конфликтная личность вовлекает окружающих в навязанную ею борьбу.
Если А.Адлер полагал, что внутриличностный конфликт существует только в случаях неудачного его преодоления, то, с точки зрения К.Юнга, конфликт заложен в основе личности и представляет собой регресс на бессознательный уровень психики. Выделенные им восемь типов личности (К.Юнг, 1995) распределены с учетом четырех функций психики (мышление, ощущение, чувство и интуиция), и ориентацией человека на экстравертированность или интравертированность. Какие-либо нарушения в балансе сознания и бессознательного вызывают компенсаторную деятельности личности и делают ее поведение конфликтным.
К.Хорни, рассматривая внутриличностный конфликт, говорит о столкновении стремлений индивида к удовлетворению желаний и к безопасности. Вторым фактором возникновения этого рода конфликтов она считает «невротические потребности» личности, удовлетворение которых приводит к фрустрации других.
Э.Фромм, развивая мысль З.Фрейда о конфликте двух фундаментальных влечений личности – к жизни и смерти, обозначил любовь к жизни словом «биофилия», а любовь к смерти – «некрофилия». С точки зрения Фромма, эти стремления, в отличие от точки зрения Фрейда, не являются равноправными и неустранимыми, а представляют собой следствия благоприятного (биофилия) или неблагоприятного (некрофилия) психосексуального развития личности. «Биофилия — это страстная любовь к жизни и ко всему живому. Это стремление поддерживать рост и развития независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения, идеи или социальной группы» (Э.Фромм, 1992, с.78). Биофил склонен к конструктивной деятельности и предпочитает кем-то «быть», а не что-то «иметь». Биофилию Э.Фромм понимает как биологически нормальный импульс, в то время как некрофилия, по его мнению, — психопатологическое явление (там же, с.79).
К основным особенностям «некрофила» Э.Фромм относит склонность к деструктивным действиям (нанесение вреда себе, другим людям, животным, а также неживым объектам); повышенный интерес к тематике смерти, болезней и похорон; сосредоточенность на материальных проблемах и на событиях прошлой жизни; холодность в общении и т.д. Если следовать логике Фромма, то пристрастие к фильмам ужасов и «черному» юмору, склонность к культам, имеющим «дьявольский» характер, также свидетельствуют о «некрофилизме» личности – то есть, о наличии у нее значительных внутриличностных конфликтов.
В отличие от психоаналитической традиции, предполагающей, что источниками внутриличностного конфликта являются внутренние структуры психики человека, в интеракционистском подходе (Дж.Мид, Ч.Кули и др.) личность выполняет различные роли, нередко противоречащие одна другой. В результате складываются внутриличностные проблемы, порой трудноразрешимые. Например, весьма распространен конфликт женщины, сочетающей роли матери и работника-профессионала. Другой пример —конфликт ролей секретарши или лаборантки, выбранной председателем профсоюза.
На основе подходов другого популярного направления в западной социальной психологии ХХ века — когнитивизме (К.Левин, Л.Фестингер и др.) — выделяется еще один тип внутриличностного конфликта — когнитивный диссонанс. Он возникает «в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекта» (Социальная психология. Словарь, 2005, с. 10.11).
К сожалению, объем данного учебного пособия не позволяет изложить подходы других психологических направлений к внутриличностному конфликту, рассмотреть проблему невротизации личности, депрессивных состояний, проблемы суицидального поведения, хотя все эти проблемы неразрывно связаны с взаимоотношениями личности на межличностном уровне и на уровне «личность — группа». С данными вопросами можно познакомиться в психотерапевтической литературе. Среди наиболее известных показателей внутриличностного конфликта можно выделить неадекватность самооценки, противоречия в образе «Я», противоречия ценностно-мотивационного выбора, отрицательные переживания, психоэмоциональное напряжение и т.д. В конфликтологической литературе часто встречается следующая классификация конфликтных личностей, которую мы даем в нашей редакции (Таблица 2).
Таблица 2.
Типы конфликтных личностей
Тип конфликтной личности | Поведенческие характеристики |
Демонстративный | Стремится быть в центре внимания, добиваясь позитивной оценки. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Хорошо адаптируется к несложным, в том числе конфликтным ситуациям. В большей степени присуще эмоциональное поведение, чем рациональное. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает в жизнь. Избегает кропотливой систематической работы. |
Ригидный | Подозрителен. Прямолинеен и не гибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Консервативен, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям. |
Импульсивный | Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение плохо предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в конфликтных ситуациях не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В своих проблемах склонен обвинять других. Плохо планирует свою деятельность и претворяет планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков. |
Сверхточный | Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, воспринимаемые как придирки. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, особенно старших по статусу. Обидчив до разрыва отношений Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не чувствует реальные взаимоотношения в группе. |
«Бесконфликтный» | Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Стремится к компромиссам. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих. |
Целенаправленно конфликтный | Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Склонен к манипуляциям во взаимоотношениях. В конфликте действует рационально, оценивает позиции, просчитывает варианты поведения сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в «горячем споре». В конфликте чувствует прилив сил. |
Как видим, внутриличностный конфликт во многом определяется индивидуальными свойствами человека. Ценности, мотивы и потребности личности проявляются в конфликте, на их основе формируется конфликтное поведение человека. Эмоциональная сфера, личности интеллект и воля способствуют развитию конфликта в определенном направлении. Неразрешенные внутренние противоречия заставляют человека полагать, что причиной его неудовлетворительного состояния являются другие люди. И тогда он начинает предъявлять к ним различные требования и претензии, обвинять их в том, что они являются источником его бед. Человек, погруженный в собственные проблемы, «выплескивает» свое негативное настроение на других. При этом окружающие не только не понимают причин столь несправедливого отношения к себе, но и чувствуют, что их интересы нарушаются. Так внутриличностный конфликт становится основой формирования конфликтов с другими людьми.
С другой стороны, внешний конфликт также может стать причиной внутриличностного: под влиянием внешних обстоятельств человек может тревожиться, пересматривать свои ценности, менять самооценку и мотивы поведения.