Тема 18. Становление и эволюция российской психологии в XX веке.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы. Естественнонаучные и теоретические основы формирования российской психологии. Результаты научной деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Патопсихология – соединение психологов, физиологов и врачей. Педология Блонский и рефлексология Бехтерева в СССР. Учение о доминанте А.А.Ухтомского. Научный путь К.Н.Корнилова. Психологические взгляды П.П.Блонского, рефлексы. Становление школы Л.С. Выготского и ее эволюция. Теории Выготского. Психологические идеи М.Я.Басова и М.М.Бахтина. Психологические концепции С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева. Сознание и деятельность. Содержание психологических воззрений представителей "русского зарубежья".
Разработка психологических проблем Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и П.Я. Гальпериным. Место отечественной психологии в системе гуманитарного знания: онтологические, гносеологические и дидактические аспекты. Доминанты российской психологии.
Естественнонаучная и рефлексивно-гуманистическая парадигмы в современной психологии. Перспективы теории и системного анализа в психологии. Исследования сознания и личности в России, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Выготский. Проблема технократического мышления. Основные концепции предметного поля психологического знания. Поиск духовности в современной психологии.
Современные центры и школы в отечественной психологии. Отрасли отечественной психологической науки.
Семинар 1
1.Естественнонаучные и теоретические основы формирования российской психологии (физиологическая школа Павлова И.П.).
2.Научная деятельность Бехтерева В.М. (формирование объективной психологии).
3.Идеологическая борьба в советской психологии. Постановление ЦКВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпроссов» и его роль в развале отечественной психологической науки.
4.Значение научной деятельности Выготского Л.С. для развития отечественной психологии.
5.Психологические концепции С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева.
6.Разработка психологических проблем Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и П.Я. Гальпериным.
7. Место отечественной психологии в системе гуманитарного знания: онтологические, гносеологические и дидактические аспекты.
8.Современные центры и школы в отечественной психологии.
Доклад: «Особенности развития советской психологии во второй половине 20 века».
Методические указания. Изучая историю отечественной психологии в 20 веке, важно учесть следующие моменты:
- вектор развития отечественной психологи сильно изменился после революции и гражданской войны (главной тенденцией развития отечественной психологии в это время было стремление поставить ее на фундамент марксизма);
- переломным моментом в усилении негативной тенденции развития отечественной психологии было известное постановление ЦК ВКПб от 1936г. («О педологических извращениях в системе наркомпроссов»), которое фактически запретило всякие экспериментальные исследования в области психологии без соответствующего разрешения вышестоящих партийных органов.
Раздел 6. История социальной психологии.
Тема 19. Становление и развитие европейских школ социальной психологии в XIX – XX веках.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы. Предпосылки возникновения социальной психологии. Идеи социальной психологии в философии Платона, Аристотеля, Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля, Фрейда.
Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий. М.Лазарус. Г.Штейнталь. В.Вундт «Психология народов» (1900). Взгляды российского ученого А.А.Потебни. Психология масс. Ее истоки в концепции подражания Г.Тарда. Г.Лебон концепция психология масс. Взгляды С.Сигеле и Г.Лебона. Теория инстинктов социального поведения В. Макдугалла. Экспериментальный период развития социальной психологии. Психоанализ: теории групповых процессов (динамическая теория функционирования группы В.Байона; теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда).
Семинар 1
1.Предпосылки и причины возникновения социальной психологии.
2.Первые исторические формы социально-психологического знания (В.Вундт «Психология народов», теория социального подражания Г.Тарда, «Психология толпы» Г.Лебона).
3.Теория инстинктов социального поведения В.Макдугалла.
4.Особенности развития социальной психологии в России.
5.Развитие социально-психологических взглядов в Европе во второй половине 20 века.
Методические указания. При изучении истории европейской социальной психологии важно понять, что Европа стала родиной социально-психологических идей, но, вследствие большого количества длительных войн и военных конфликтов на территории Европы в 20 веке, пальма первенства в развитии социальной психологии перекочевала в США.