Тема 18. Становление и эволюция российской психологии в XX веке.

Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

Содержание темы. Естественнонаучные и теоретические основы формирования российской психологии. Результаты научной деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтере­ва. Патопсихология – соединение психологов, физиологов и врачей. Педология Блонский и рефлексология Бехтерева в СССР. Учение о доминанте А.А.Ухтомского. Научный путь К.Н.Корнилова. Психологические взгляды П.П.Блонского, рефлексы. Становление школы Л.С. Выготского и ее эволюция. Теории Выготского. Психологические идеи М.Я.Басова и М.М.Бахтина. Психологические концепции С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева. Сознание и деятельность. Содержание психологических воззрений представителей "русского зарубежья".

Разработка психологических проблем Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и П.Я. Гальпериным. Место отечественной психологии в системе гуманитарного знания: он­тологические, гносеологические и дидактические аспекты. Доминанты российской психологии.

Естественнонаучная и рефлексивно-гуманистическая парадигмы в современной психологии. Перспективы теории и системного анализа в психологии. Исследования сознания и личности в России, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Выготский. Проблема технократического мышления. Основные концепции предметного поля психологического знания. Поиск духовности в современной психологии.

Современные центры и школы в отечественной психологии. Отрасли отечественной психологической науки.

Семинар 1

1.Естественнонаучные и теоретические основы формирования российской психологии (физиологическая школа Павлова И.П.).

2.Научная деятельность Бехтере­ва В.М. (формирование объективной психологии).

3.Идеологическая борьба в советской психологии. Постановление ЦКВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпроссов» и его роль в развале отечественной психологической науки.

4.Значение научной деятельности Выготского Л.С. для развития отечественной психологии.

5.Психологические концепции С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева.

6.Разработка психологических проблем Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и П.Я. Гальпериным.

7. Место отечественной психологии в системе гуманитарного знания: он­тологические, гносеологические и дидактические аспекты.

8.Современные центры и школы в отечественной психологии.

Доклад: «Особенности развития советской психологии во второй половине 20 века».

Методические указания. Изучая историю отечественной психологии в 20 веке, важно учесть следующие моменты:

- вектор развития отечественной психологи сильно изменился после революции и гражданской войны (главной тенденцией развития отечественной психологии в это время было стремление поставить ее на фундамент марксизма);

- переломным моментом в усилении негативной тенденции развития отечественной психологии было известное постановление ЦК ВКПб от 1936г. («О педологических извращениях в системе наркомпроссов»), которое фактически запретило всякие экспериментальные исследования в области психологии без соответствующего разрешения вышестоящих партийных органов.

Раздел 6. История социальной психологии.

Тема 19. Становление и развитие европейских школ социальной психологии в XIX – XX веках.

Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

Содержание темы. Предпосылки возникновения социальной психологии. Идеи социальной психологии в философии Платона, Аристотеля, Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля, Фрейда.

Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий. М.Лазарус. Г.Штейнталь. В.Вундт «Психология народов» (1900). Взгляды российского ученого А.А.Потебни. Психология масс. Ее истоки в концепции подражания Г.Тарда. Г.Лебон концепция психология масс. Взгляды С.Сигеле и Г.Лебона. Теория инстинктов социального поведения В. Макдугалла. Экспериментальный период развития социальной психологии. Психоанализ: теории групповых процессов (динамическая теория функционирования группы В.Байона; теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда).

Семинар 1

1.Предпосылки и причины возникновения социальной психологии.

2.Первые исторические формы социально-психологического знания (В.Вундт «Психология народов», теория социального подражания Г.Тарда, «Психология толпы» Г.Лебона).

3.Теория инстинктов социального поведения В.Макдугалла.

4.Особенности развития социальной психологии в России.

5.Развитие социально-психологических взглядов в Европе во второй половине 20 века.

Методические указания. При изучении истории европейской социальной психологии важно понять, что Европа стала родиной социально-психологических идей, но, вследствие большого количества длительных войн и военных конфликтов на территории Европы в 20 веке, пальма первенства в развитии социальной психологии перекочевала в США.

Наши рекомендации