Раздел 5. Зарождение и развитие отечественной психологии.

Тема 17. Основные этапы становления и эволюции отечественного пси­хологического знания.

Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

Содержание темы. Особенности психологических взглядов средневековой Руси. Представление психологических идей в религиозных и литературных источниках. Роль принятия Христианства в преемственности достижений европейской науки. Формирование и утверждение отечественных традиций в исследовании явлений душевной жизни человека. Первые описания психических состояний людей. Ранние попытки научного объяснения психической жизни человека. Проблематика средневековых психологических взглядов. Психологические категории и понятия. Постановка и решение психофизической проблемы. Идеи и практические шаги опытной психологии, её идеи и практика. Эволюция русской психологической мысли в эпоху средневековья, ее оригинальность в процессе становления мировой психологической науки.

Зарождение материалистического направления в русской психологии XVIII века. Защита естественнонаучный подхода к психике человека. Исследование проблем воображений, представлений и страстей. Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М.Сеченова. Построение общей программы психологии, определение ее предмета и метода. Содержание рефлекторной теории психического. Развитие идей И.М.Сеченова в научном творчестве И.П.Павлова. Создание учения о высшей нервной деятельности. Обоснование принципа рефлекторной саморегуляции. Результаты психологических исследований Н.Н.Ланге. Развитие объектив­ности психологической науки в деятельности В.М.Бехтерева. Основание первой психофизической лаборатории. Идея объединения разделов невроло­гии. Разработка "характерологии" А.Ф.Лазурским. Психологические идеи Г.И.Россолимо. Концепция "логицизма" А.И.Введенского.

Кавелин (1818-18881) Связь психологии с философией, дальнейшее развитие его идей Лопатиным, Бердяевым.

Истоки гумманизма в отечественной психологии. Анализ социаль­но-психологических явлений в трудах А.Н.Радищева. Результаты исследова­ний душевной деятельности людей в XVIII столетии. Содержание психологических взглядов "революционеров-демократов" XIX века. Роль отечествен­ной литературы в формировании гуманистической парадигмы в психологии. Влияние русской религиозной и философской мысли на отечественную психологию. Гуманистические традиции в российской психологии в начале XX века. Судьба гуманистического направления в СССР.

Содержание и значение исследовательской и организационной деятельности Н.Я.Грота. Утверждение исследования души предметом психологии. Обоснование метода эксперимента "чисто психологического содержания". Особенности психологических взглядов Л.М.Лопатина, М.М.Троицкого. Труды Потебня (1835-1891) Историко-геннетическая ориентация.

Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, С.Л.Франка. Влияние российских философских и культурных традиций на формирование психологических идей XIX - начала XX века.

Особенности психологических воззрений Г.И.Челпанова. Развитие кон­цепции "эмпирического параллелизма" души и тела. Защита интроспективных методик и аналитического метода. Проблемы соотношения психологии и фи­лософии, марксизма и психологических исследований. Выступления за профессионализм в психологии. Значение организационно-научной деятельности

Вклад Г.И.Челпанова для в развитие отечественной психологии. Роль и место российской психологической мысли XIX - начала XX столетия в развитии миро­вой психологической науки.

Семинар

1. Зарождение материалистического направления в русской психологии XIX века (научная деятельность Сеченова И.М.).

2. «Европейская преемственность» в отечественной психологии (Бехтерев В.М. и др. отечественные психологи как ученики В.Вундта).

3. Влияние российских философских и культурных традиций на формирование психологических идей XIX - начала XX века.

Методические указания. Изучая историю отечественной психологии 19 века, необходимо понять, что русская экспериментальная психология получила свое развитие, с одной стороны, от деятельности отечественных физиологов (Сеченов И.М., Павлом И.П.), а, с другой стороны, от тех русских ученых, которые в конце 19 века были учениками В.Вундта, а, затем, вернувшись в Россию, создали собственные экспериментальные лаборатории и школы (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланги и др.).

Наши рекомендации