Раздел 5. Зарождение и развитие отечественной психологии.
Тема 17. Основные этапы становления и эволюции отечественного психологического знания.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы. Особенности психологических взглядов средневековой Руси. Представление психологических идей в религиозных и литературных источниках. Роль принятия Христианства в преемственности достижений европейской науки. Формирование и утверждение отечественных традиций в исследовании явлений душевной жизни человека. Первые описания психических состояний людей. Ранние попытки научного объяснения психической жизни человека. Проблематика средневековых психологических взглядов. Психологические категории и понятия. Постановка и решение психофизической проблемы. Идеи и практические шаги опытной психологии, её идеи и практика. Эволюция русской психологической мысли в эпоху средневековья, ее оригинальность в процессе становления мировой психологической науки.
Зарождение материалистического направления в русской психологии XVIII века. Защита естественнонаучный подхода к психике человека. Исследование проблем воображений, представлений и страстей. Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М.Сеченова. Построение общей программы психологии, определение ее предмета и метода. Содержание рефлекторной теории психического. Развитие идей И.М.Сеченова в научном творчестве И.П.Павлова. Создание учения о высшей нервной деятельности. Обоснование принципа рефлекторной саморегуляции. Результаты психологических исследований Н.Н.Ланге. Развитие объективности психологической науки в деятельности В.М.Бехтерева. Основание первой психофизической лаборатории. Идея объединения разделов неврологии. Разработка "характерологии" А.Ф.Лазурским. Психологические идеи Г.И.Россолимо. Концепция "логицизма" А.И.Введенского.
Кавелин (1818-18881) Связь психологии с философией, дальнейшее развитие его идей Лопатиным, Бердяевым.
Истоки гумманизма в отечественной психологии. Анализ социально-психологических явлений в трудах А.Н.Радищева. Результаты исследований душевной деятельности людей в XVIII столетии. Содержание психологических взглядов "революционеров-демократов" XIX века. Роль отечественной литературы в формировании гуманистической парадигмы в психологии. Влияние русской религиозной и философской мысли на отечественную психологию. Гуманистические традиции в российской психологии в начале XX века. Судьба гуманистического направления в СССР.
Содержание и значение исследовательской и организационной деятельности Н.Я.Грота. Утверждение исследования души предметом психологии. Обоснование метода эксперимента "чисто психологического содержания". Особенности психологических взглядов Л.М.Лопатина, М.М.Троицкого. Труды Потебня (1835-1891) Историко-геннетическая ориентация.
Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, С.Л.Франка. Влияние российских философских и культурных традиций на формирование психологических идей XIX - начала XX века.
Особенности психологических воззрений Г.И.Челпанова. Развитие концепции "эмпирического параллелизма" души и тела. Защита интроспективных методик и аналитического метода. Проблемы соотношения психологии и философии, марксизма и психологических исследований. Выступления за профессионализм в психологии. Значение организационно-научной деятельности
Вклад Г.И.Челпанова для в развитие отечественной психологии. Роль и место российской психологической мысли XIX - начала XX столетия в развитии мировой психологической науки.
Семинар
1. Зарождение материалистического направления в русской психологии XIX века (научная деятельность Сеченова И.М.).
2. «Европейская преемственность» в отечественной психологии (Бехтерев В.М. и др. отечественные психологи как ученики В.Вундта).
3. Влияние российских философских и культурных традиций на формирование психологических идей XIX - начала XX века.
Методические указания. Изучая историю отечественной психологии 19 века, необходимо понять, что русская экспериментальная психология получила свое развитие, с одной стороны, от деятельности отечественных физиологов (Сеченов И.М., Павлом И.П.), а, с другой стороны, от тех русских ученых, которые в конце 19 века были учениками В.Вундта, а, затем, вернувшись в Россию, создали собственные экспериментальные лаборатории и школы (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланги и др.).