Тема 13. Формирование и эволюция гештальтпсихологии.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы. Предпосылки формирования гештальтпсихологии. Становление гештальтпсихологии, формирование ее теоретико-методологических основ. Концепция Брентано и , как следствие, психологические взгляды М.Вертгеймера. Психологические взгляды М.Вертгеймера. Феноменологический метод в сочетании с экспериментом. Трактовка нервной деятельности. Результаты исследования мышления. Понятие "инсайт". Особенности психологических концепций В.Келера и К.Коффки. Вюрцбургская психологическая школа (О. Куольбе). Проблема построения психологического знания. Исследование и структура нервной системы. Эксперименты по решению интеллектуальных задач. Формирование "теории поля" К.Левиным. Изучение личности человека. Создание основы для последующих направлений психологии (в т. ч. гуманистическая психология).
Семинар
1.Гештальтпсихология как альтернатива структурному подходу.
2.Психологические взгляды М.Вертгеймера как стремление возродить естественнонаучный подход в психологии.
3.Особенности психологических концепций В.Келера и К.Коффки.
Методические указания. При изучении темы «гештальтпсихология», важно уяснить, что данное направление появилось как альтернатива структурному подходу В.Вундта. Вместе с тем, гештальтпсихологии, прежде всего М.Вертгеймер, стремились сделать из психологии, как и В.Вундт, естественную науку. Длительное экспериментальное изучение закономерностей восприятия (гештальтпсихологами было выделено более сотни таких закономерностей) значительно расширило представления психологии в вопросах психических познавательных процессов.
Тема 14. Гуманистическая традиция в мировой психологической науке.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы. Анализ путей развития основных школ психологии. Гуманистическая психология, развиваемая в идеях Г.Олпорта, А.Маслоу и К.Рождерса. Понимающая психология В.Дильтея и ее эволюция. Создание теории интеллекта Ж.Пиаже. Современные направления психоанализа. Научные взгляды К.Хорни и Э.Фромма. Возникновение когнитивной психологии. Результаты исследований У.Найссера. Образование гуманистического направления в психологии. Содержание психологических идей К.Роджерса, А.Маслоу и В.Франкла. Особенности трансперсональной психологии. Традиции современной религиозной психологии.
Семинар
1.Экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер) как философская основа гуманистического подхода в психологической науке.
2.Содержание психологических идей К.Роджерса, А.Маслоу и В.Франкла.
3.Основные принципы гуманистической психологии.
Доклад: «Социально-экономические и психологические причины зарождения гуманистического направления в психологии после 2 мировой войны».
Методические указания. При работе над данной темой, курсантам надо понять, что гуманистически-экзистенциальный подход в психологической литературе часто обозначают как «третий путь» после психоанализа и бихевиоризма. Главное отличие гуманистической психологии от всех предыдущих психологических школ и направлений в том, что на первое место в объяснении причин, влияющих на поведение личности, был поставлен свободный выбор данной личности, не детерминируемый ни внешними, ни внутренними факторами ее развития. Уместно вспомнить, что гуманистическая психология появилась как следствие существования философии экзистенциализма, патриархом которой был русский писатель Ф.М. Достоевский.
Тема 15. Развитие научных идей в когнитивной психологии.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы. Предпосылки и условия зарождения когнитивных идей в психологии. Основатель когнитивной психологии У.Найссер. Направленность исследований, господствующая метафора и специфика позиций когнитивных психологов. Исследования когнитивной психологии в работах Д.Миллера. Вклад «когнитивистов» в исследование психических познавательных процессов. Исследования в области когнитивного соответствия и диссонанса.
Семинар
1.Причины возникновения когнитивной психологии во второй половине 20 века.
2.Результаты исследований У.Найссера.
3.Создание теории интеллекта Ж.Пиаже.
Методические указания. Когнитивная психология – самое молодое из всех существующих направлений в научной психологии (зародилось в 50-60-е г.г. в Европе). Вместе с тем, нельзя сказать, что данные взгляды в истории человечества до этого никем не высказывались. В этой связи, необходимо вспомнить научную деятельность Сократа, главной целью которого был лозунг «Познай самого себя». В настоящее время когнитивная психология – это направление, тесно смыкающееся с программированием и компьютеризацией. Изучая данную тему, курсантам важно помнить, что стремление объяснить поведение человека, исходя лишь из познавательных компонентов, было в какой-то мере присуще и школе В.Вундта и было преодолено впоследствии в деятельности психологов вюрцбургской школы.