Тема 7. Психологические идеи в немецкой классической философии.
Лекции – 2 часа
Содержание темы. Труды Х.Вольфа, разработка немецкой психологической терминологии. Психологические идеи И.Канта. Онтологическое обоснование теории познания, его эмпирический характер. Определение процесса познания как деятельности. Научные подходы И.Фихте к решению психологических проблем. Применение субъективно-идеалистического метода в теории познания. Гуманистическая направленность социально-психологических взглядов. Программа синтеза натуралистических взглядов с наукоучением у Ф.Шеллинга. Психологические взгляды Г.Гегеля. Единство законов внешнего мира и мышления. Учение об индивидуальном сознании в психологии. Определение предмета психологии. Обусловленность форм психических проявлений. Психологическое содержание духа. Новое понимание человеческого сознания. Антропологический материализм Л.Фейербаха и его значение для развития психологического знания. Христианско-психологическая проблематика учения Л.Фейербаха. Содержание психологических взглядов Ф.Ницше, А.Шопенгауэра и С.Кьеркегора.
Раздел 3. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до «открытого кризиса».
Тема 8. Психология как наука о сознании в доэкспериментальный период.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы. Содержание эволюционных естественнонаучных концепций XIX века и их роль в становлении психологии как науки. Эволюционная теория Ч.Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора». Описания психических процессов и создание экспериментальной техники. Создание этологии и детской психологии. Психофизиология: оформление в самостоятельную область исследований, эксперименты Ч.Белла, М.Холла, И.Мюллера и Я.Пурке. Утверждение принципа саморегуляции живых организмов. Использование электрофизиологических методов в выявлении психофизиологических законов. Психофизиологические исследования Г.Гемгольца, Э.Вебера и П.Флурансом. Г.Фехнер - основатель психофизики. Значение психофизиологических и психофизических экспериментов, количественно-качественных измерений психических процессов в утверждении психологии как науки.
Преемственность ассоциативной традиции в психологических взглядах XIX века. Т. Бpаун об ассоциациях как внушениях. Ощущения как предмет физиологического учения о духе. Метод ассоциативной психологии. Общий закон ассоциаций по Джеймсу Миллю. Сведение психологической жизни к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей. Виды ассоциаций и причина их возникновений. Причины ассоциаций и их виды. Интроспекция как средство анализа сознания. Интеллектуальный механизм личности. Физиологический подход к объяснению ассоциаций у Джона Ст.Милля. Использование в психологии методов естественных наук. Решение проблемы логического и нелогического. Признание несостоятельности ассоциативной психологии как научной системы. А.Бэн об ассоциативном пpоисхождении целесообpазных действий, «спонтанные действие», навык, модель проб и ошибок. Использование достижений физиологии и биологии в объяснении психических процессов. Применение методов естественных наук в психологических исследованиях. Эволюционный ассоцианизм Г.Спенсеpа. Отражение позитивизма в его работах. Проявление всеобщего закона эволюции в психологии А. Бена, Г.Спенсера. Биоадаптационный смысл процесса развития психики. Роль среды в дифференциации физической и психической жизни. Система психологических понятий эволюционной теории. Определение предметов психологии и физиологии.
Семинар 1
1. Содержание эволюционных естественнонаучных концепций XIX века и их роль в становлении психологии как науки.
2. Значение психофизиологических и психофизических экспериментов, количественно-качественных измерений психических процессов в утверждении психологии XIX века.
3. Преемственность ассоциативной традиции в психологических взглядах XIX века.
4. Применение методов естественных наук в психологических исследованиях.
5.Определение предметов психологии и физиологии.
Доклад: «Гальтон и его роль в развитии психологической науки в XIX веке».
Доклад: «Эволюционная теория Ч.Дарвина».
Методические указания.Психология в доэкспериментальный период (т.е. в довундтский) развивалась в рамках естественных наук, и прежде всего, физиологии. Не случайно, что все ученые, пришедшие в психологию вместе с Вундтом, пытались «сконструировать» ее как естественную науку. Особенность данной темы в том, чтобы понять, что построение психологии только на основе естественных наук и математики и явилось причиной «поражения» школы Вундта.